карта сайта, раздел образовательные программы
карта сайта, раздел техническое оборудование, оснащение
написать письмо
Официальный сайт ГБУДО "ДШИ "Центр" МГЦДТ "Культура и Образование" вконтакте МГЦДТ "Культура и Образование" в facebook МГЦДТ "Культура и Образование" в  социальной сети Twitter Департамент культуры города Москвы
Контакты
109117, г.Москва, Волгоградский проспект, д.109, корп.6
Схема проезда
тел.: 919-31-21, 919-36-63
тел./факс: 919-32-33 email:ku.obr@mail.ru

Компетентностный дидактический подход в педагогике

В последнее время в педагогической литературе все чаще рассматривается компетентностный подход. Цель образования в условиях компетентностного подхода – формирование компетентной личности, т.е. личности, способной решать разнообразные проблемы, используя имеющиеся у нее знания и умения. Содержание образования в этом подходе отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Соответственно, вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, и учебный материал группируется вокруг этих проблем.

Наиболее последовательно переход от традиционного обучения к компетентностному прослеживается в работах О.Е. Лебедева, который показывает основные направления перестройки образования на основе компетентностного подхода, при этом он предполагает изменять все компоненты образовательного процесса - от целей до результатов. В этом случае учебный предмет должен будет структурироваться вокруг определенных проблем (которые должны быть отобраны по каким-либо основаниям), включать не только результаты, но и ход решения проблемы, не только научные, но и обыденные, житейские знания. Например, формирование компетентности в решении бытовых проблем не требует целостного изучения физики, химии, только отдельных фрагментов материала (основные знания по электричеству, которые позволят починить простейшие электрические приборы, выбрать необходимую электробытовую технику в соответствии с нужными параметрами и т.д.) Аналогично формирование социальной компетентности может быть заострено на развитие способности строить приемлемые взаимоотношения с органами власти, выполнять социальные функции. Соответственно, неправомерно будет называть учебные предметы в этом случае так, как это сделано сейчас – физика, химия, биология. Более целесообразно будут выглядеть названия: «Бытовые проблемы и их решение», «Я и окружающий мир», «Я в обществе» и т.д.

Если в положениях, выдвигаемых О.Е. Лебедевым, прослеживаются идеи полной перестройки процесса обучения под цель – формирование компетентного человека, то в работах других авторов (Л.Н. Боголюбова, А.В. Хуторского) предлагается компетентностный подход встраивать в традиционный. В этом случае компетентностный подход призван решить проблему совершенствования содержания образования, делая его более практико-ориентированным.

Специальное изучение возможностей компетентностного подхода и границ его применимости в традиционном дидактическом подходе показало, что компетентностный подход, так же как и личностно ориентированный, в чистом виде в настоящее время в школе не присутствует. Возможно, это и не нужно, так как группировка содержания образования вокруг компетенций (информационной, коммуникативной, социальной и других) нарушит ту систематичность материала, и, соответственно, снизит тот уровень фундаментальности образования, который существует сейчас в школе. Поэтому более целесообразно в существующем процессе обучения несколько по-иному расставить акценты. В настоящее время действующее содержание образования академично, излишне теоретизировано, далеко от интересов и потребностей учеников. Компетентностный подход предназначен для усиления практической направленности процесса обучения, включения в него ситуаций применения знаний и умений в конкретных жизненных условиях.

Задания, направленные на формирование компетенций, представляют собой описание какой-либо практической ситуации (либо включение учащихся в эту ситуацию в качестве действующих лиц). При этом в текст задания могут быть включены «лишние» сведения, которые не требуются для ответа на вопрос, но которые являются неотъемлемой составляющей описываемой ситуации. Форма представления информации в задании может быть разной: схемы, таблицы, высказывания людей, видеофрагменты, документы и материалы и т.д. Часть информации, необходимой для решения проблемы, может находиться в тексте вопроса, в примечаниях к задаче.

В условиях личностно ориентированного подхода целью является создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов.

Отношения в процессе обучения субъект-субъектные. Учитель не воздействует прямо на ученика, а создает условия для того, чтобы в личности произошли некие изменения. Ученик – субъект собственной деятельности, он сам ставит проблемы в ходе учения, ищет средства для решения и решает их. Фиксированного содержания образования в личностно ориентированном подходе не существует: его формирует сам ученик в процессе учения. Соответственно, и учебных предметов в привычном понимании нет. Методы обучения: диалог учителя и ученика, самостоятельная работа ученика с информацией, выполнение творческих работ, необходимость которых определена самим учеником. Формы обучения: учебные курсы, мастер-классы, семинары, тренинги, социальные практики. Большую роль играет самообразование.

В чистом виде личностно ориентированный подход в настоящее время в практике обучения не существует, используются некоторые его элементы. Во-первых, в условиях реализации личностно ориентированного подхода обращается особое внимание на предоставление ученикам возможности делать выбор в процессе обучения, принимать осознанные решения. Во-вторых, усиливается роль словесных методов, основанных на диалогичности. В содержании образования выявляется личностная значимость учебного материала, изучаемый материал сопрягается с личностными смыслами ученика, его системой ценностей, эмоциональной сферой.

Если рассматривать учебный предмет в условиях сочетания традиционного и личностно ориентированного подходов, то можно выявить следующую специфику его содержания:

  • увеличение материала, проясняющего личностную значимость изучаемого (смысловые ориентиры);
  • увеличение для учащихся возможностей выбора в ходе изучения предмета (выбор изучаемого материала, выбор заданий, выбор характера творческих работ);
  • усиление гуманитарной составляющей естественнонаучного материала (роль науки в культурном развитии общества, влияние общества на науку, раскрытие личностных сторон научного творчества и т.д.)

Если соотнести представления об учебных предметах в разных подходах, то можно выявить специфику этих представлений, которая определяется источниками отбора материала, характером его структурирования, сочетанием социально-значимого и личностного компонентов содержания образования, возможностью интеграции подходов, способами фиксации содержания образования.


Предыдущая статья
Следущая статья


Вернуться
Наши проекты
НОВОСТИ
25 март 2016
Уважаемые коллеги!
От всей души поздравляем Вас с Днем работника культуры!
Неутомимая энергия, задор,
И многогранность творческой натуры,
Весёлый смех и жизненный мажор –
Присущи вам, работники культуры!
Желаем вам и дальше так держать –
Дружить с улыбкой, смехом, позитивом.
И с радостью работу выполнять –
Неординарно, ярко, с креативом!

С уважением, администрация и коллектив ДШИ "Центр".
04 март 2016
Милые дамы!!!
В этот праздничный день – 8 марта – хочется поздравить всех вас с красивым и единственным праздником, отмечаемым во всем мире, с женским днем. Весна в этот день особенно прекрасна, природа особенно красива, солнце самое яркое и небо самое чистое, а на душе тепло от  ваших взглядов и трогательных улыбок. Так пусть и ваши лица в этот день останутся самыми счастливыми , самыми светлыми и радостными.
Счастья вам и любви, мужской поддержки и заботы!
17 февраль 2016
Детская школа искусств "Центр" организует выезд детей 10-14 лет в Детский оздоровительный комплекс "Морская звезда".
Подробно >>>
17 февраль 2016
ПРИГЛАШАЕМ НА ВЫСТАВКУ!
Дорогие друзья!
Мы все с нетерпением ждем весны, ее перемен, тепла, нежных красок...
Приглашаем вас на выставку в Московский музей образования. С 17 февраля по 15 апреля 2016 года вы увидите авторские работы преподавателей Детской школы искусств "Центр" Светланы Конюшковой, Светланы Карпухиной, Галины Левченко. Выставка "Весенняя нежность" представит необычную войлочную живопись и вышитые картины, отражающие самые трепетные чувства рукодельниц.
Адрес музея: Москва, Вишняковский переулок, д.12.
Подробно >>>
13 январь 2016
Дорогие друзья!
ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!
Образцовый детский коллектив Ансамбль народного танца "МЕЧТА" - ЛАУРЕАТ Международного Фестиваля " Надежды Европы "!!! Подробно >>>
08 январь 2016
Дорогие друзья!
Желаем успеха Образцовому детскому коллективу ДШИ "Центр"!
Наш коллектив АНСАМБЛЬ НАРОДНОГО ТАНЦА "МЕЧТА" представляет творческую молодежь столицы на престижном Международном Фестивале-конкурсе исполнительского мастерства "Надежды Европы" в г. Сочи с 6 по 13 января 2016 года.
Прямые трансляции с конкурса смотрим на сайте http://festcenter.ru/

ГОЛОСУЙ ЗА НАШИХ!>>>
07 январь 2016
Международный Фестиваль "Надежды Европы" открыт! Ансамбль народного танца "Мечта" - участники церемонии открытия! Подробно >>>
АНОНС
Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас 24 марта 2016 г. на мастер-класс Сергея Караулова "Весь мир – это театр… Актерское мастерство для сцены и для жизни".
Сергей Караулов - художественный руководитель театра-студии «Вдохновение», режиссер, педагог, актер.

Регистрация участников: 9:30.
Время проведения мастер-класса: 10:00 - 12:00.
Место проведения: ДШИ "Центр", Волгоградский проспект, д.109, корп. 6, метро Кузьминки.
Занятие бесплатное.
Ждем Вас!
Приглашаем на творческий юбилей Ивановой Галины Сергеевны (50-летие творческой деятельности)
Подробно >>>
Приглашаем на вечер итальянской музыки
Подробно >>>
Дорогие друзья!
Приглашаем вас на концерт преподавателей и концертмейстеров "Мелодии живительный глоток",  который состоится 30 марта 2016 года в 18.00 в Центре Павла Слободкина.
Подробно >>>
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ в ДШИ "ЦЕНТР"
Дорогие друзья!
16 апреля 2016 года с 10.00 до 20.00 Детская школа искусств "ЦЕНТР" проводит день открытых дверей!
ПРИГЛАШАЕМ детей и родителей!
ПРИГЛАШАЕМ юных и взрослых жителей столицы!
Подробно >>>
Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас 10 марта 2016 г. на мастер-класс Владимира Борисова "Методика экзерсиса народного танца при обучении мальчиков".
Владимир Аркадьевич Борисов- Заслуженный артист РФ, солист Государственного академического хореографического ансамбля «Березка» им. Н.С.Надеждиной, балетмейстер Ансамбля песни и пляски казаков "Вольная станица".
По окончании мастер-класса выдается сертификат.
Регистрация участников: 9:30.
Время проведения мастер-класса: 10:00 - 12:00.
Место проведения: ДШИ "Центр", Волгоградский проспект, д.109, корп. 6, метро Кузьминки.
Занятие платное. Стоимость 500 рублей. Оплата через терминал ДШИ "Центр".
Репетиционная форма и хорошее настроение обязательны! Ждем Вас!

Адрес ДШИ "Центр":109117, г.Москва, Волгоградский проспект, д.109, корп.6
© 2006-2016, ДШИ "Центр"
тел.: 919-31-21, 919-36-63 тел./факс: 919-32-33
173878