написать письмо
на главную
Департамент культуры города Москвы
Образовательная программа детского творческого объединения "Шахматная школа"
Анализ партий является наиболее эффективным способом проверки уровня знаний учащихся. В процессе анализа педагог может повторить любой раздел программы, проверить знания, умения, навыки учащихся, напомнить содержание тех или иных шахматных понятий, подсказать способ их применения в конкретной шахматной позиции. Анализ партий позволяет выявить  индивидуальные склонности юного шахматиста, его фантазию, любимые схемы в дебюте и другие особенности, связанные с пониманием различных стадий шахматной партии.
По окончании партии, несмотря на усталость обоих игроков, партию следует разобрать, остановиться на основных, волновавших во время игры вариантах, проанализировать их с тем, чтобы у учащихся осталась полная ясность в совершённых ими действиях. Следует добиваться того, чтобы юные шахматисты показывали свои партии по памяти, не заглядывая в тетрадь.
Некоторые партии, наиболее поучительные с точки зрения типовых ошибок или комбинационных возможностей, пусть даже не осуществлённых, целесообразно рассматривать на занятиях всей группы.
Чтобы приучить учащихся серьёзно относиться к своему творчеству следует добиваться того, чтобы ни одна турнирная партия не оставалась не разобранной.
При анализе нужно находить переломные моменты, т. е. определять, где допускались ошибки, менялась оценка позиции или не использовалась возможность резко изменить ситуацию на доске; искать новые возможности, на которые в ходе партии не обратили внимания из-за недостатка времени, увлечения какими-то другими идеями и т.д. Следует предлагать учащимся после разбора собственной партии рассмотреть постановку этого же дебюта в  партиях выдающихся шахматистов; зафиксировать идеи и приёмы, которые были упущены, в рабочей тетради, и сделать выводы, касающиеся причин сделанных ошибок, игры в дебюте, эндшпиле и т.д. Педагогом создается методический материал «Типичные ошибки», который потом используется для самостоятельной работы.
Учащиеся принимают участие в различных шахматных турнирах и соревнованиях, которые проходят не только в Москве, но и в других городах. При этом, выезжая на соревнования, старшие групп должны заблаговременно забронировать отель, в котором будут проживать юные спортсмены.
Самостоятельная работа  во время занятий обязательна. Однако даже талантливо проведённое занятие не даст нужного результата, если не будет продуман вопрос о том, как закрепить и проверить у учащихся полученные знания. Анализ самостоятельной работы во время занятий позволяет выявить индивидуальные особенности учащихся, касающиеся комбинационного зрения, позиционного понимания и расчёта вариантов. 
Самостоятельная подготовка к турниру с изучением партий будущих противников, подготовка дебютного репертуара требуют не только консультации педагога, но и желания заниматься самостоятельно, приучают к усидчивости, терпению, объективной самооценке. Поэтому даже тем юным шахматистам, которые познали вкус побед на различных соревнованиях, приходится постоянно напоминать извечную истину: шахматы – дело полезное, занимательное, увлекательное, но и сложное, шахматы – это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый. Педагог может посоветовать своим ученикам вести дневник.
Домашнее задание надо составлять так, чтобы юные шахматисты могли его выполнить, получив при этом необходимые навыки. Проверка выполнения домашних заданий должна проводиться на каждом занятии.
Конкурсы являются одним из способов формирования у юных шахматистов потребности в самостоятельном поиске (воспитание такой потребности  очень важно для роста шахматного мастерства). Отдельные учебные занятия, например, по нахождению комбинаций и решению задач, лучше всего организовывать в форме конкурсов, так как соревновательный элемент повышает интерес у учащихся.
Блицконкурсы позволяют правильно оценить одарённость шахматиста, его спортивную форму и такие черты, как организованность, умение концентрировать внимание, хладнокровие, то есть являются своего рода тестами.

Адрес ДШИ "Центр":109117, г.Москва, Волгоградский проспект, д.109, корп.6
© 2006-2018, ДШИ "Центр"
тел.: 919-31-21, 919-36-63 тел./факс: 919-32-33