написать письмо
на главную
Департамент культуры города Москвы
Образовательная программа творческого объединения по развитию речи
Занятия по программе предусматривают такие формы работы, которые не только совершенствуют качество речи, ее правильность и выразительность, но и позволяют ребенку учиться демонстрировать свои достижения. Это достигается путем выступления перед разной зрительской аудиторией, сначала небольшой и знакомой (на учебном занятии перед группой), затем – перед родителями своей группы, перед детьми и родителями всех групп, и, наконец, на концертах и конкурсах разного уровня. Это помогает снять те зажимы, которые возникают у детей при ответе у доски в школе (все когда-нибудь, хоть раз, испытывали состояние, когда «все знаю, а сказать не могу, все из головы вылетело»). Умение не теряться перед любой аудиторией – качество, которое необходимо человеку не только при учебе в школе, но и во многих областях профессиональной деятельности.
Анализ любого произведения включает в себя: понимание содержания (о чем идет речь), понимание позиции автора, выработка своего видения, поиск средств выразительности для передачи своего отношения к содержанию и идее текста. В соответствии с этим строится работа над каждым текстом.
Поскольку жизненный опыт, запас представлений, а соответственно, активный словарь младшего школьника еще не велик, большое место в программе отводится работе над лексикой русского языка. В этой работе используются разнообразные толковые словари, познавательная литература. Ребенок должен не только понять значение слова, но и определить его оценочно-смысловое значение в конкретном произведении.
Учащиеся проводят анализ стихотворений, определяют лучшие стихи о прощении.
Особое значение в этой работе имеют экскурсии – практические занятия, на которых ребенок знакомится со средой, в которой формировался русский язык. На экскурсиях расширяются и уточняются представления детей об истории и культуре России и, в первую очередь, Москвы. Это помогает в работе с текстами сформировать личностное эмоциональное отношение к их содержанию, активизировать поиск средств выразительности для их исполнения.
Речь в программе рассматривается в разных ее функциональных значениях: речь – познание, речь – общение, речь – творчество. Особенность речи детей этого возраста – недостаточно сформированная произвольность, логичность, завершенность высказываний. Кроме того, достаточно велики индивидуальные различия в развитии речи детей, которые связаны с общим эмоциональным фоном, развитием психических процессов (внимание, память, мышление, воображение). Не менее важным для становления и развития речи является и состояние дыхательной и нервной системы, слуха, речевого аппарата. Программа направлена на то, чтобы развить речь до уровня, оптимального для каждого ребенка в зависимости от его психофизиологических особенностей.
При разработке программы автор использовал опыт работы с дошкольниками, которым предстоит идти в школу, чью речь удается развить до уровня, позволяющего не только успешно пройти собеседование в выбранную школу, но так же успешно учиться и в дальнейшем. В основу программы положен материал программы городского куратора Фестиваля ЮТМ Е.С. Голоколосовой «Искусство художественного чтения». Содержание этой программы для учащихся каждого года занятий спиралеобразно повторяется на более усложненном репертуаре, что позволяет ее использовать в условиях групп разного возраста.
Программа модифицированная и относится к образовательным программам социально-педагогической направленности.
Адрес ДШИ "Центр":109117, г.Москва, Волгоградский проспект, д.109, корп.6
© 2006-2018, ДШИ "Центр"
тел.: 919-31-21, 919-36-63 тел./факс: 919-32-33