написать письмо
на главную
Департамент культуры города Москвы
Образовательная программа "Шахматы для дошкольников"
Этапы Время Цель Содержание Оборудование
1   Знакомство с коллективом. Приветствие.  
2 Дать понятие центра, вертикали, горизонтали, диагонали с помощью шашки, движущейся по доске. Знакомство с шахматной доской. Демонстрационная шахматная доска, шашка и шахматные доски каждому ребёнку.
3 Знакомство с фигурами. Рассказать о том, как называются шахматные фигуры. Шахматные фигуры.
  Тренировка внимания. Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет». Шахматные фигуры.
5 Запоминание названия фигур. В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. Непрозрачный мешочек с шахматными фигурами.
6 Заинтересовать детей игрой в шахматы. Напомнить о содержании занятия. Рассказать о дальнейшем плане занятий.  
всего 60 мин.      
1   Подготовка к занятиям. Приветствие.  
2 Подготовка к записи ходов и партий. Рассказ о шахматной нотации, о полях на доске. Демонстрационная шахматная доска.
3 Закрепление материала. Педагог ставит на демонстрационную доску фигуры и предлагает назвать поле, на котором они стоят поочерёдно каждому из учеников. Демонстрационная шахматная доска и фигуры.
4 Закрепление материала. Педагог просит детей закрыть глаза, называет поле на шахматной доске и предлагает угадать его цвет поочерёдно каждому ученику. Демонстрационная шахматная доска.
5 Тренировка внимания. Дети разбиваются на пары. Сначала один ученик преднамеренно расставляет начальную шахматную позицию на доске с ошибками; его партнёр найти и исправить ошибки в расстановке фигур. Затем они меняются местами. Шахматная доска с фигурами у каждой пары учеников.
6   Педагог напоминает детям содержание урока, спрашивая их о том, что они запомнили.  
всего 60 мин.      
1   Подготовка к занятию. Приветствие.  
2 Знакомство с ходами и свойствами фигуры. Подготовка к дальнейшим играм и занятиям. Рассказ о шахматных королях и их ходах. Демонстрационная шахматная доска и короли ( белый и чёрный.
3 Закрепление материала. Педагог вызывает поочерёдно каждого ученика к доске, для того, чтобы он сделал все возможные ходы королём. Демонстрационная шахматная доска и короли ( белый и чёрный.
4 Закрепление материала и получение навыков игры в эндшпиле. Ученики разбиваются на пары и играют в игру, цель которой победить, первым добравшись своим королём на противоположный край доски. Шахматная доска, короли обоего цвета у каждой пары учеников.
5 Закрепление материала. Педагог устанавливает диск на компьютере, включает телевизор, и дети смотрят урок по только что пройденной теме. Компьютер, телевизор, диск программы «Шахматные сказки»
6 Закрепление материала. Педагог напоминает детям содержание урока, спрашивая их о том, что они запомнили.  
всего 60 мин.      
1   Подготовка к занятию. Приветствие.  
2 Знакомство с ходами и свойствами фигуры. Подготовка к дальнейшим играм и занятиям. Рассказ о ладье и её ходах. Демонстрационная шахматная доска и ладьи (белая и чёрная).
3 Закрепление материала. Каждый ученик поочерёдно выходит к доске и делает возможные ходы ладьёй. Демонстрационная шахматная доска и ладьи (белая и чёрная).
4 Закрепление материала, тренировка внимания, развитие логического мышления. Педагог расставляет позицию на доске каждого ребёнка и даёт задание пройти белой ладьёй по лабиринту из чёрных фигур, не ставя её под бой. Шахматная доска с фигурами у каждого ребёнка.
5 Закрепление материала. Педагог устанавливает диск на компьютере, включает телевизор, и дети смотрят урок по только что пройденной теме. Компьютер. телевизор, диск программы «Шахматные сказки»
6 Закрепление материала. Педагог напоминает детям содержание урока, спрашивая их о том, что они запомнили.  
всего 60 мин.      
1   Подготовка к занятию. Приветствие.  
  Продолжение знакомства с ходами и свойствами фигуры. Подготовка к дальнейшим играм и занятиям. Рассказ о шахе и показ обычного и вскрытого шаха ладьёй. Демонстрационная шахматная доска, короли и ладьи обоего цвета.
3 Закрепление материала. Педагог расставляет на демонстрационной доске позицию и даёт задание каждому ученику выйти к доске и показать все варианты шахов ладьёй. Демонстрационная шахматная доска, короли и ладьи обоего цвета.
4 Закрепление материала, тренировка внимания, развитие логического мышления. Педагог расставляет позицию на доске каждого ребёнка и даёт задание пройти белым королём лабиринт из чёрных фигур, не попадая при этом под шах. Шахматная доска и фигуры у каждого ребёнка.
5 Закрепление материала. Педагог устанавливает диск на компьютере, включает телевизор, и дети смотрят урок по только что пройденной теме. Компьютер. телевизор, диск программы «Шахматные сказки»
6 Закрепление материала. Педагог напоминает детям содержание урока, спрашивая их о том, что они запомнили.  
всего 60 мин.      
1   Подготовка к занятию. Приветствие.  
2 Знакомство с положением мата и пата. Подготовка к дальнейшим играм и занятиям. Рассказ о мате и пате. Показ мата и пата ладьёй. Демонстрационная шахматная доска, короли и ладьи обоего цвета.
3 Закрепление материала. Педагог расставляет на демонстрационной доске позицию и даёт задание каждому ученику выйти к доске и показать мат и пат в один ход. Демонстрационная шахматная доска, короли и ладьи обоего цвета.
4 Закрепление материала, тренировка внимания, развитие логического мышления. Игра на защиту от шаха. Ученик должен защитить короля от шаха каждым возможным способом. Шахматная доска, по королю и двум ладьям обоего цвета у каждого ребёнка.
5 Закрепление материала. Педагог устанавливает диск на компьютере, включает телевизор, и дети смотрят фильм о только что пройденной теме. Компьютер. телевизор, диск программы «Шахматные сказки»
6 Закрепление материала. Педагог устанавливает диск на компьютере, включает телевизор, и дети смотрят урок по только что пройденной теме. Компьютер. телевизор, диск программы «Шахматные сказки»
7 Закрепление материала. Педагог напоминает детям содержание урока, спрашивая их о том, что они запомнили.  
всего 60 мин.      
1   Подготовка к занятию. Приветствие  
2   Знакомство с матованием двумя ладьями одинокого короля. Подготовка к дальнейшим играм и занятиям. Показ постепенной постановке мата двумя ладьями без помощи короля. Демонстрационная
доска, две белые ладьи и короли обоего цвета.
3   Закрепление материала. Дети разбиваются на пары и играют в игру Шахматная доска, короли обоего цвета и две белые ладьи у каждой пары учеников.
«Матование одинокого короля» с последующей сменой материала у игроков.
4   Закрепление материала. Педагог устанавливает диск на компьютере, включает телевизор, и дети смотрят урок по только что пройденной теме. Компьютер. телевизор, диск программы «Шахматные сказки», системы для лотерей
5   Закрепление материала. Педагог напоминает детям содержание урока, спрашивая их о том, что они запомнили.  
всего 60 мин.      
1   Подготовка к занятию. Приветствие.  
2 Знакомство с матованием ладьёй одинокого короля. Подготовка к дальнейшим играм и занятиям. Показ постепенной постановке мата ладьёй при помощи короля. Демонстрационная
доска, белая ладья и короли обоего цвета.
3 Закрепление материала. Дети разбиваются на пары и играют в игру Шахматная доска, короли обоего цвета и белая ладья у каждой пары учеников.
«Матование одинокого короля» с последующей сменой материала у игроков.
4 Закрепление материала. Педагог устанавливает диск на компьютере, включает телевизор, и дети смотрят урок по только что пройденной теме. Компьютер. телевизор, диск программы «Шахматные сказки»
5   Закрепление материала. Педагог напоминает детям содержание урока, спрашивая их о том, что они запомнили.  
всего 60 мин.      
1   Подготовка к занятию. Приветствие.  
2 Знакомство с ходами слона. Рассказ о ходах слона. Демонстрационная доска и слоны обоего цвета.
3 Закрепление материала. Педагог расставляет позицию и даёт задание назвать фигуры, находящиеся под боем слонов в различных положениях и осуществить взятие слоном в этих позициях. Демонстрационная доска и фигуры.
4 Закрепление материала, тренировка внимания, развитие логического мышления. Педагог даёт задание пройти белым слоном Шахматная доска и фигуры у каждого ученика.
по лабиринту из чёрных фигур, не попадая при этом под бой.
5 Закрепление материала, тренировка внимания, развитие логического мышления. Педагог даёт задание поймать чёрного слона (дети разбиваются на пары, после правильно выполненного задания меняются материалом). Шахматная доска, 5 белых слонов,1 чёрный слон у каждой пары учеников.
6 Закрепление материала. Педагог устанавливает диск на компьютере, включает телевизор, и дети смотрят урок по только что пройденной теме. Компьютер. телевизор, диск программы «Шахматные сказки»
7 Закрепление материала. Педагог напоминает детям содержание урока, спрашивая их о том, что они запомнили.  
всего 60 мин.      
1   Подготовка к занятию. Приветствие.  
2 Продолжение знакомства с возможностями фигур. Показ шаха и вскрытого шаха слоном, двойного шаха (слоном и ладьёй), мата слонами. Демонстрационная доска и фигуры.
3 Закрепление материала. Педагог предлагает позиции, в которых нужно найти шахи слоном. Демонстрационная доска и фигуры.
4 Закрепление материала. Педагог предлагает позиции, в которых нужно найти мат в один ход (слоном или ладьёй). Демонстрационная доска и фигуры.
5 Закрепление материала, тренировка внимания, развитие логического мышления. Педагог расставляет позицию и даёт задание пройти белым королём через лабиринт чёрных фигур, не попадая при этом под шах. Шахматная доска и фигуры у каждого ученика.
6 Закрепление материала. Педагог устанавливает диск на компьютере, включает телевизор, и дети смотрят урок по только что пройденной теме. Компьютер. телевизор, диск программы «Шахматные сказки»
7 Закрепление материала. Педагог напоминает детям содержание урока, спрашивая их о том, что они запомнили.  
всего 60 мин.      
1   Подготовка к занятию. Приветствие.  
2 Знакомство с возможностями двух слонов. Показ постановки мата двумя слонами. Демонстрационная доска и фигуры.
3 Закрепление материала. Педагог расставляет позиции и даёт задание поставить слоном мат в один ход. Демонстрационная доска и фигуры.
4 Закрепление материала. Педагог разбивает детей на пары и даёт задание в игре поставить мат двумя слонами одинокому королю с дальнейшей сменой материала у партнёров. Шахматная доска, два короля и два слона одного цвета у каждой пары учеников.
5 Закрепление материала. Педагог устанавливает диск на компьютере, включает телевизор, и дети смотрят урок по только что пройденной теме. Компьютер. телевизор, диск программы «Шахматные сказки»
6 Закрепление материала. Педагог напоминает детям содержание урока, спрашивая их о том, что они запомнили.  
всего 60 мин.      
1   Подготовка к занятию. Приветствие.  
2 Знакомство с ходами ферзя. Показ ходов ферзя. Демонстрационная доска и ферзь.
3 Закрепление материала. Педагог расставляет позицию и даёт задание назвать фигуры, стоящие под боем ферзя. Осуществить взятие ферзём. Указать самое выгодное. Демонстрационная доска и ферзь.
4 Закрепление материала, тренировка внимания, развитие логического мышления. Педагог расставляет позицию и даёт задание пройти белым ферзём по лабиринту из чёрных фигур, не попадая при этом под бой. Шахматная доска и фигуры у каждого ученика.
5 Закрепление материала, тренировка внимания, развитие логического мышления. Педагог даёт задание ученикам разбиться на пары и оттеснить белым ферзём чёрного короля на край доски с последующей сменой фигур. Шахматная доска и фигуры (белый ферзь и чёрный король) у каждой пары учеников.
6 Закрепление материала. Педагог устанавливает диск на компьютере, включает телевизор, и дети смотрят урок по только что пройденной теме. Компьютер. телевизор, диск программы «Шахматные сказки»
7 Закрепление материала. Педагог напоминает детям содержание урока, спрашивая их о том, что они запомнили.  
всего 60 мин.      
1   Подготовка к занятию. Приветствие.  
2 Продолжение знакомства с возможностями ферзя. Показ шаха и мата ферзём. Демонстрационная доска и фигуры.
3 Закрепление материала. Педагог расставляет позиции и даёт задание найти все возможные шахи и мат в один ход. Демонстрационная доска и фигуры.
4 Закрепление материала, тренировка внимания, развитие логического мышления. Педагог даёт задание разбиться на пары, затем один из учеников пытается поставить мат одинокому королю, потом они меняются местами. Шахматная доска и фигуры (белый ферзь, короли обоего цвета) у каждой пары учеников.
5 Закрепление материала. Педагог устанавливает диск на компьютере, включает телевизор, и дети смотрят урок по только что пройденной теме. Компьютер. телевизор, диск программы «Шахматные сказки»
6 Закрепление материала. Педагог напоминает детям содержание урока, спрашивая их о том, что они запомнили.  
всего 60 мин.      
1   Подготовка к занятию. Приветствие.  
2 Продолжение знакомства с возможностями ферзя и ладьи. Показ мата ферзём и ладьёй одинокому королю. Демонстрационная доска и фигуры.
3 Закрепление материала. Педагог даёт задание поставить мат в один ход в предложенной позиции. Демонстрационная доска и фигуры.
4 Закрепление материала. Педагог даёт задание разбиться на пары, затем один из учеников пытается поставить мат одинокому королю, потом они меняются местами. Шахматная доска и фигуры (белый ферзь и ладья, короли обоего цвета) у каждой пары учеников.
5 Закрепление материала. Педагог устанавливает диск на компьютере, включает телевизор, и дети смотрят урок по только что пройденной теме. Компьютер. телевизор, диск программы «Шахматные сказки»
6 Закрепление материала. Педагог напоминает детям содержание урока, спрашивая их о том, что они запомнили.  
всего 60 мин.      
1   Подготовка к занятию. Приветствие.  
2 Ознакомление с ходами и свойствами коня. Показ ходов коня. Демонстрационная доска и фигуры.
3 Закрепление материала. Педагог даёт задание каждому ученику поочерёдно выйти к доске и пройти конём по определённому педагогом маршруту. Демонстрационная доска и фигуры.
4 Закрепление материала. Педагог расставляет на доске позиции и даёт задание сделать в них ход конём, в том числе шах и взятие. Демонстрационная доска и фигуры.
5 Закрепление материала, тренировка внимания, развитие логического мышления. Педагог расставляет позицию и даёт задание пройти белым конём по лабиринту из чёрных фигур, не попадая при этом под бой. Демонстрационная доска и фигуры.
6 Закрепление материала. Педагог устанавливает диск на компьютере, включает телевизор, и дети смотрят урок по только что пройденной теме. Компьютер. телевизор, диск программы «Шахматные сказки»
7 Закрепление материала. Педагог напоминает детям содержание урока, спрашивая их о том, что они запомнили.  
всего 60 мин.      
1   Подготовка к занятию. Приветствие.  
2 Продолжение знакомства с возможностями коня. Показ мата конём. Демонстрационная доска и фигуры.
3 Закрепление материала. Педагог предлагает позиции для решения на мат конём в один ход. Демонстрационная доска и фигуры.
4 Закрепление материала. Педагог расставляет позиции, в которых нет неприятельского короля и своего коня. Задание: найти место этим фигурам, чтобы был мат. Демонстрационная доска и фигуры.
5 Закрепление материала, тренировка внимания, развитие логического мышления. Педагог предлагает детям самим придумать такие позиции, в которых конь даёт мат неприятельскому королю. Шахматная доска и фигуры у каждого ученика.
6 Закрепление материала. Педагог устанавливает диск на компьютере, включает телевизор, и дети смотрят урок по только что пройденной теме. Компьютер. телевизор, диск программы «Шахматные сказки»
7 Закрепление материала. Педагог напоминает детям содержание урока, спрашивая их о том, что они запомнили.  
всего 60 мин.      
1   Подготовка к занятию. Приветствие.  
2 Знакомство с ходами пешки. Показ ходов и взятия пешкой. Демонстрационная доска и фигуры.
3 Закрепление материала. Педагог даёт задание детям разбиться на пары и сыграть в игру «охота на слонов». Шахматная доска и фигуры (2 белых слона и 8 чёрных пешек) у каждой пары учеников.
4 Закрепление материала. Педагог даёт задание детям разбиться на пары и сыграть в игру «охота на ладью». Шахматная доска и фигуры (белая ладья и 8 чёрных пешек) у каждой пары учеников.
5 Закрепление материала. Педагог даёт задание детям разбиться на пары и сыграть в игру «охота на ферзя». Шахматная доска и фигуры (белый ферзь и 8 чёрных пешек) у каждой пары учеников.
6 Закрепление материала. Педагог устанавливает диск на компьютере, включает телевизор, и дети смотрят урок по только что пройденной теме. Компьютер. телевизор, диск программы «Шахматные сказки»
7 Закрепление материала. Педагог напоминает детям содержание урока, спрашивая их о том, что они запомнили.  
всего 60 мин.      
1   Подготовка к занятию. Приветствие.  
2 Продолжение знакомства с возможностями пешки. Показ шаха и мата пешкой. Превращение пешки. Демонстрационная доска и фигуры.
3 Закрепление материала, тренировка внимания. Педагог предлагает позиции, в которых дети должны найти шах, вскрытый шах, двойной шах, мат в один ход. Демонстрационная доска и фигуры.
4 Закрепление материала, тренировка внимания. Педагог предлагает игру «Охота на короля» предварительно разбив детей на пары. Задача: заматовать чёрного короля с последующей сменой фигур у учеников. Шахматная доска и фигуры (3 белые пешки и чёрный король) у каждой пары учеников.
5 Закрепление материала. Педагог устанавливает диск на компьютере, включает телевизор, и дети смотрят урок по только что пройденной теме. Компьютер. телевизор, диск программы «Шахматные сказки»
6 Закрепление материала. Педагог напоминает детям содержание урока, спрашивая их о том, что они запомнили.  
всего 60 мин.      
1   Подготовка к занятию. Приветствие.  
2 Продолжение знакомства с возможностями пешки. Показ взятия пешки на проходе. Демонстрационная доска и фигуры.
3 Закрепление материала, тренировка внимания, развитие логического мышления. Педагог предлагает детям различные позиции для решения (дети должны решить - возможно ли взятие на проходе). Демонстрационная доска и фигуры.
4 Закрепление материала, тренировка внимания, развитие логического мышления. Педагог разбивает детей на пары и предлагает сыграть в игру «Бой пехотинцев». Шахматная доска и фигуры (по королю и 8 пешкам ) у каждой пары учеников.
5 Закрепление материала. Педагог устанавливает диск на компьютере, включает телевизор, и дети смотрят урок по только что пройденной теме. Компьютер. телевизор, диск программы «Шахматные сказки»
6 Закрепление материала. Педагог напоминает детям содержание урока, спрашивая их о том, что они запомнили.  
всего 60 мин.      
1   Подготовка к занятию. Приветствие.  
2 Продолжение знакомства с возможностями пешек и королей. Рассказ о « правиле квадрата». Демонстрационная доска и фигуры.
3 Закрепление материала, тренировка внимания, развитие логического мышления. Педагог предлагает детям различные позиции для решения. Демонстрационная доска и фигуры.
4 Закрепление материала, тренировка внимания, развитие логического мышления. Педагог предлагает позиции для разыгрывания сначала белым, затем чёрным цветом. Шахматная доска и фигуры у каждой пары учеников.
5 Закрепление материала. Педагог устанавливает диск на компьютере, включает телевизор, и дети смотрят урок по только что пройденной теме. Компьютер. телевизор, диск программы «Шахматные сказки»
6 Закрепление материала. Педагог напоминает детям содержание урока, спрашивая их о том, что они запомнили.  
всего 60 мин.      
1   Подготовка к занятию. Приветствие.  
2 Продолжение знакомства с возможностями пешек и королей. Показ проведения и задержания проходной пешки. Понятие оппозиции и цугцванга. Демонстрационная доска и фигуры.
3 Закрепление материала. Педагог предлагает позиции для оценки и решения. Демонстрационная доска и фигуры.
4 Закрепление материала, тренировка внимания, развитие логического мышления. Педагог разбивает детей на пары, ставит позицию и предлагает её разыграть, чередуя цвет (играются две партии). Шахматная доска и фигуры ( по королю и белой пешке) у каждой пары учеников.
5 Закрепление материала Педагог устанавливает диск на компьютере, включает телевизор, и дети смотрят урок по только что пройденной теме. Компьютер. телевизор, диск программы «Шахматные сказки»
6 Закрепление материала Педагог напоминает детям содержание урока, спрашивая их о том, что они запомнили.  
всего 60 мин.      
1   Подготовка к занятию. Приветствие.  
2 Продолжение знакомства с возможностями фигур. Показ рокировки и рассказ о ней. Демонстрационная доска и фигуры.
3 Закрепление материала. Педагог ставит на доске позиции и даёт задание определить: возможна рокировка или нет. Демонстрационная доска и фигуры.
4 Закрепление материала, тренировка внимания, развитие логического мышления. Каждый ученик выходит к доске и выполняет как короткую, так и длинную рокировки. Демонстрационная доска и фигуры.
5 Закрепление материала. Педагог устанавливает диск на компьютере, включает телевизор, и дети смотрят урок по только что пройденной теме. Компьютер. телевизор, диск программы «Шахматные сказки»
6 Закрепление материала. Педагог напоминает детям содержание урока, спрашивая их о том, что они запомнили.  
всего 60 мин.      
1   Подготовка к занятию. Приветствие.  
2 Знакомство с началом игры. Рассказ о начале игры и типичных ловушках и ошибках. Демонстрационная доска и фигуры.
3 Закрепление материала, развитие логического мышления. Педагог даёт задание поставить мат неподвижным фигурам неприятеля разными фигурами. Шахматная доска и фигуры у каждого ученика.
4 Закрепление материала. Педагог устанавливает диск на компьютере, включает телевизор, и дети смотрят урок по только что пройденной теме. Компьютер. телевизор, диск программы «Шахматные сказки»
5 Закрепление материала. Педагог напоминает детям содержание урока, спрашивая их о том, что они запомнили.  
всего 60 мин.      
1   Подготовка к занятию. Приветствие.  
2 Знакомство с задачами дебюта. Рассказ о задачах дебюта. Показ развития фигур и пешек. Демонстрационная доска и фигуры.
3 Закрепление материала. Педагог даёт за 10 ходов решить все задачи дебюта, осуществив рокировку. Шахматная доска и фигуры у каждого ученика.
4 Закрепление материала, развитие логического мышления. Педагог даёт задание сделать 3 хода на своей половине доски, после которых ставится мат в 1 ход неприятельскому королю. Шахматная доска и фигуры у каждого ученика.
5 Закрепление материала. Педагог устанавливает диск на компьютере, включает телевизор, и дети смотрят урок по только что пройденной теме. Компьютер. телевизор, диск программы «Шахматные сказки»
6 Закрепление материала. Педагог напоминает детям содержание урока, спрашивая их о том, что они запомнили.  
всего 60 мин.      
1   Подготовка к занятию. Приветствие.  
2 Ознакомление с задачами миттельшпиля. Рассказ о задачах середины игры, элементах позиции. Демонстрационная доска и фигуры.
3 Закрепление материала. Педагог расставляет позиции и спрашивает детей об оценке позиции и дальнейших планах сторон. Демонстрационная доска и фигуры.
4 Закрепление материала. Педагог расставляет позиции и даёт задание найти решение. Демонстрационная доска и фигуры.
5 Закрепление материала. Педагог устанавливает диск на компьютере, включает телевизор, и дети смотрят урок по только что пройденной теме. Компьютер. телевизор, диск программы «Шахматные сказки»
6 Закрепление материала. Педагог напоминает детям содержание урока, спрашивая их о том, что они запомнили.  
всего 60 мин.      
1   Подготовка к занятию. Приветствие.  
2 Ознакомление с задачами эндшпиля и методикой оценки позиции. Рассказ об основных чертах и видах эндшпиля. Демонстрационная доска и фигуры.
3 Закрепление материала. Педагог расставляет позиции и спрашивает детей об оценке позиции и дальнейших планах сторон. Демонстрационная доска и фигуры.
4 Закрепление материала. Педагог расставляет позиции и даёт задание найти решение. Демонстрационная доска и фигуры.
5 Закрепление материала. Педагог устанавливает диск на компьютере, включает телевизор, и дети смотрят урок по только что пройденной теме. Компьютер. телевизор, диск программы «Шахматные сказки»
6 Закрепление материала. Педагог напоминает детям содержание урока, спрашивая их о том, что они запомнили.  
всего 60 мин.      
1   Подготовка к занятию. Приветствие  
2   Закрепление ранее пройденного материала Рассказ шахматной сказки Демонстрационная доска и фигуры.
3   Закрепление ранее пройденного материала Рассказ шахматной сказки Демонстрационная доска и фигуры.
4   Закрепление ранее пройденного материала Педагог разбивает детей на пары Шахматная доска и фигуры у каждой пары детей
5   Закрепление материала. Педагог напоминает детям содержание урока, спрашивая их о том, что они запомнили.  
всего 60 мин.      
Адрес ДШИ "Центр":109117, г.Москва, Волгоградский проспект, д.109, корп.6
© 2006-2018, ДШИ "Центр"
тел.: 919-31-21, 919-36-63 тел./факс: 919-32-33