написать письмо
на главную
Департамент культуры города Москвы
Образовательная программа "Шахматы для дошкольников"

Шахматная нотация
Шахматная нотация – это грамота. Не зная шахматной грамоты, юный шахматист не сможет  самостоятельно разобрать партию, решить задачу…   
Приступая к изучению этой темы, следует уделить повышенное внимание углублённому  ознакомлению с шахматной доской. Знание доски должно быть абсолютным и превращено в автоматический навык. Творческая шахматная мысль рождается тогда, когда юный шахматист впервые представил в своем воображении позицию (расположение фигур на доске).
Начинающие шахматисты слабо реагируют на угрозы противника. Сплошь и рядом встречаются случаи одноходовых подставок пешек и фигур. Часто перевес в несколько фигур не приносит победы из-за просмотра элементарного тематического мата. Задача педагога сводится в первую очередь к тому, чтобы в кратчайший срок довести до минимума подобные грубые ошибки. Это достигается путем практической игры с последующим тщательным разбором каждой сыгранной партии. Для того чтобы рассмотреть сыгранную партию, необходимо её записать. Поэтому уже с первых занятий следует познакомить детей с шахматной нотацией.

Сила фигур
Даже самые маленькие шахматисты довольно быстро запоминают относительную ценность фигур. Сама по себе шкала не сложна. Но здесь очень важно объяснить, что эта оценка непостоянна, что сила фигур зависит от их подвижности. Что играющие фигуры, которые уже вступили в сражение, ценятся намного дороже тех, которые ещё “спят”.

В ближайших планах коллектива разработка корпоративного сайта шахматной школы с возможностью организации и проведения шахматных турниров онлайн.

Шахматные задачи
Как учить детей решать шахматные задачи?
Любую задачу надо начинать с общего знакомства с позицией. Внимательно прочитать условие задачи, определить, какая сторона каким преимуществом обладает, обратить внимание юного шахматиста, чей очередной ход – белых или чёрных. После этого можно приступать непосредственно к решению.
В чём заключается замысел автора задачи? С ответа на этот вопрос начинают поиски идеи – основной мысли задачи.
Начинать обучение желательно с задач с наименьшим количеством фигур, так как у юных шахматистов не развито позиционное зрение и пространственное внимание.
На какой стадии обучения лучше приступать к решению задач?
Чем раньше, тем лучше: сразу же после знакомства с правилами игры. Задачи помогают познавать новое, закреплять старое, приучают логически рассуждать. Дети любят решать задачи, но надо не отбить эту любовь сложностью. Хотя считается, что для двухходовок достаточно указать лишь первый ход решения, целесообразнее требовать полную запись.

Этюды
Решение этюдов развивает тактические способности, требует от юных шахматистов значительно больше сосредоточенности, внимания и упорства, чем при решении задач. Здесь недостаточно найти один ход, ведущий к цели, а требуется найти серию тонких продолжений. Для юных шахматистов невысокой квалификации лучше подбирать лёгкие этюды или даже только финальную игру в них. Иначе их внимание будет рассеиваться, и смысл подобного занятия теряется. Хорошо подбирать и решать этюды на какую-то одну тему, например, “Слон против коня”, “Ферзь против ладьи” и т.д. Примерное количество упражнений по одной теме -  от 20 позиций. В процессе решения этюдов в специальной тетради зарисовываются позиционные картинки с тактическими идеями. 
Решение этюдов – хорошая методическая тренировка, помогает развитию творческой фантазии, развивает технику расчёта, вырабатывает умение находить неожиданные, парадоксальные ходы, осуществлять тонкие планы.
Такая тренировка полезна для выработки навыка рационального принятия решений, разумного расходования времени.
У педагога должна быть картотека этюдов.

Адрес ДШИ "Центр":109117, г.Москва, Волгоградский проспект, д.109, корп.6
© 2006-2018, ДШИ "Центр"
тел.: 919-31-21, 919-36-63 тел./факс: 919-32-33