написать письмо
на главную
Департамент культуры города Москвы
Образовательная программа по обучению детей игре на флейте

2 год обучения

Задачи:

  • Работа над развитием мелкой техники (исполнение этюдов и гамм в более подвижном темпе).
  • Работа над фразировкой (дальнейшее развитие и укрепление дыхательного аппарата).
  • Развитие начальных навыков исполнения штрихов стаккато, легато.
  • Развитие навыков чтения с листа и игры в ансамбле, используя ноты для флейты.

1 раздел. Вводное занятие
Режим занятий и план мероприятий на новый учебный год.

2 раздел. Основы музыкальной грамоты
Понятия:

  • параллельные тональности;
  • знаки альтерации;
  • интервалы;
  • элементы музыкальной формы: мотив, фраза, предложение, период;
  • секвенция;
  • слабые, сильные доли,
  • затакт,
  • пауза;
  • простейшие ритмические группы, включающие ноту с точкой;
  • динамические оттенки: fиp; фермата;
  • мажорные и минорные тональности с одним знаком при ключе.

3 раздел. Беседы о музыке
Классическая музыка. Знакомство с небольшими популярными произведениями композиторов-классиков.
Песня, танец, марш – «три кита» музыкальной культуры. Прослушивание (в записи или в исполнении педагога) музыкальных произведений в жанре марша, танца, песни.

4 раздел. Обучение игре на музыкальном инструменте
4.1. Работа над учебно-тренировочным материалом
Упражнения на закрепление и расширение начальных навыков игры на флейте:

  • воспроизведение длинных звуков в большем диапазоне;
  • игра интервалов различными длительностями (восьмыми и шестнадцатыми);
  • игра мажорных гамм и трезвучий в тональностях с одним знаком при ключе одну-две октавы (в зависимости от способностей ребенка), с использованием штрихов non legato, legato, staccato;
  • игра простейших тональных секвенций освоенными штрихами (величина звена – мотив, фраза) в медленном и умеренном темпах;
  • упражнения на освоение аппликатуры в третьей октаве.
  • игра этюдов на закрепление полученных навыков игры на флейте.

4.2. Работа над произведениями
Разучивание небольших пьес в форме простого и сложного периода. Показ произведения педагогом. Разбор нотного текста: определение тональности, размера, особенностей мелодического и ритмического изложения текста. Форма музыкального произведения. Период и его строение.
Работа над фразировкой. Работа над качеством воспроизводимого звука, качеством интонирования мелодии. Особенности техники исполнительского дыхания во время исполнения произведения.
Беседа о содержании музыкального произведения и о средствах музыкальной выразительности.
Знакомство с новыми музыкальными терминами, используемыми в тексте разучиваемого произведения.
Работа над исполнительскими штрихами detashe, legato, staccato.
Овладение навыками использования динамических оттенков: рiano, forte.
Развитие навыков исполнения произведения в ансамбле с концертмейстером.
Самостоятельный разбор несложных произведений с целью развития начальных умений чтения нот с листа.

5 раздел.  Ансамбль
Развитие навыков коллективного музицирования. Мелодическое интонирование в ансамбле: игра длинных звуков, октавных унисонов, интервалов и аккордов. Игра звуков с разной атакой и разной динамикой. Ритмический ансамбль на ритм «суммирование» и «дробление», пунктирный ритм. Динамический ансамбль: исполнение рiano, forte. Штрихи:detashe, legato, staccato. Разучивание простых мелодий в ансамблевом исполнении.

Прогнозируемые результаты 2 года обучения
За время обучения учащиеся улучшат технику исполнительского дыхания, качество воспроизводимого звука, качество интонирования. Научатся исполнять гаммы в пределах 2-х октав и этюды в более подвижном темпе, Арпеджио, трезвучия (в медленном темпе). Овладеют начальными навыками исполнения штрихов стаккато, легато, навыками использования динамических оттенков рiano, forte. К концу учебного года у учащихся сформируются начальные навыки  чтения нот с листа и игры в ансамбле.

Репертуарные требования 2 года обучения:
Учащиеся 1-го и 2-го уровня в течение учебного года должны проработать 2 гаммы, 4-6 этюдов, 5-6 произведений по выбору преподавателя. Овладеть навыками чтения с листа и игры в ансамбле – 2 произведения в освоенном диапазоне.

Примерный репертуар 2 года обучения:
Этюды:

  • Станкевич И. №№ 16-36 (по выбору преподавателя)
  • Платонов Н. №№ 7-10
  • Должиков Ю. №№ 6-10

Пьесы:

  • Гедике А. Танец
  • Гайдн Й. Анданте
  • Гендель Г. Менуэт (обработка Ю. Должикова)
  • Телеман Г. Менуэт
  • Блавэ Н. Сицилиана
  • Чайковский П. «Колыбельная в бурю»
  • Моцарт В. Ария из оперы «Волшебная флейта»
  • Худяков О. Старинная музыка XVII века (по выбору преподавателя)
  • Глюк К. Гавот
  • Леонкавалло Р. «Серенада Арлекина»
  • Моцарт В. Менуэт

Ансамблевый репертуар:

  • Старинная музыка XVII века «Гальяда»
  • Куперен Ф. Танец
  • Итальянская народная песня «Санта Лючия»
Адрес ДШИ "Центр":109117, г.Москва, Волгоградский проспект, д.109, корп.6
© 2006-2018, ДШИ "Центр"
тел.: 919-31-21, 919-36-63 тел./факс: 919-32-33