написать письмо
на главную
Департамент культуры города Москвы
Образовательная программа по керамике
Содержание первого года обучения

Материально – техническое обеспечение программы:

  1. просторный кабинет
  2. столы и стулья для педагога и детей
  3. набор инструментов: стеки, кисти, краски, ангобы и тд.
  4. набор оборудования: турнетки, подиумы, станки, гончарные круги и т.д.
  5. глина
  6. акриловые ванны
Тема 1. Вводная беседа о художественной керамике.
Теория. Краткий исторический обзор развития искусства керамики. Основные современные керамические центры.
Практика. Знакомство учащихся с основами материаловедения по керамике.
Материалы. Подборка иллюстраций, образцы народного искусства, современных художественных промыслов, авторских работ.

Тема 2. Правила техники безопасности на рабочем месте.

Тема 3. Тема: Введение в мир объемов. Основные базовые формы: шар, куб, цилиндр, конус.
Теория. Дать понятие о необходимости привыкать лепить форму руками. Необходимость осязания. Шар, куб, цилиндр, конус – основа любой конструкции.
Практика. Разработка правильных приемов и навыков.
Материал. Красная глина, стеки.

Тема 4. Закрепление понятий: шар, куб, цилиндр, конус. Птицы, как простейшие керамические формы.
Теория. Овладения навыками лепки форм птиц подобно народным мастерам, вытягивая и приглаживая, создавая при этом красивый силуэт птицы с ее характерными особенностями.
Практика. Лепка цыплят, петушков, гусей и т.д. На основе базовых элементов освоить простейшие виды декорирования: отпечаток, теснение.

Тема 5. Создание объемно-пространственной композиции из конкретных форм.
Теория. Композиция: цыплята, петушки, курочки, гуси и т.д. Отработка изученного материала для создания объемной композиции из конкретных форм. Умение творчески мыслить.
Практика. На основе приемов народных мастеров, закрепить работа с отпечатками, теснением. Лепить характерно каждую птицу.
Материалы. Красная глина, стеки.

Тема 6. Вводная беседа о народной игрушке. Керамическая игрушка и виды народных промыслов.
Теория. Ознакомление с народными гончарными и игрушечными центрами: Филимоново, Дымка, Каргополь, Хлуднево, Абашево. Характерные особенности местных глин и способов ее декорирования. Научить различать народные гончарные и игрушечные центры, приемы и навыки народной лепки, особенности формы игрушки, ее декорирования.
Практика. Виды игрушек: свистульки, грематушки и др. Функциональность грематушек, свистулек, свистков.
Материалы. Видеофильм, иллюстрации, образцы.

Тема 6.1. Дымковская игрушка: котик, собачка, плывущие уточки, олень, барашек, павлин или индюк, наездник, мамка-нянька, модница, барыня.
Теория. Научить лепить форму с «секретами» и особенностями вятских мастеров. Материаловедение и технология дымковского промысла.
Практика. Каждую конкретную форму наделить своей индивидуальной особенностью, украсить росписью.
Материалы. Красная глина, стеки, темпера, кисти.

Тема 6.2. Каргопольская игрушка. Свистульки. Знакомство со спецификой промысла. Птичка Сирин, китоврас, медведь.
Теория. Понять взаимосвязь игрушек всех народных центров, общие элементы, способы декорирования.
Практика. На основе изученного сделать свою работу, передавая характерные особенности декорирования.
Материалы. Красная глина, стеки, гуашь, кисти

Тема 6.3. Филимоновская игрушка. Лошадка, птичка.
Теория. Изучить пластические, цветовые особенности филимоновской игрушки.
Практика. Сделать свою игрушку в стиле филимоновской лошадки, птички. Овладение росписью глиняной игрушки. Рассмотреть элементы орнаментов в росписи глиняной игрушки
Материалы. Красная глина, темпера, гуашь, кисти.

Тема 6.4. Хлуднево. Человек или животное грематушка.
Теория. Развитие навыков импровизации. Создание яркого образа в стиле хлудневского промысла.
Практика. Научиться применять изученные приемы, используя воображение на основе данной темы.
Материалы. Глина, стеки, акриловые краски матовые, гуашь кисти.

Тема 6.5. Скопин. Наездник на коне.
Теория. Сделать копию, подражая приемам лепки скопинских мастеров.
Практика. Передать характерные особенности декорирования.
Материалы. Красная глина, стеки.

Тема 6.5. Гжельская игрушка.
Теория. Ознакомление с фаянсовой массой и бело-голубой гаммой гжельского промысла. Традиции промысла.
Практика. Создание маленьких фигурок людей, животных в традициях Гжельского промысла. Освоить особенности росписи.
Материалы. Фаянс, гуашь, темпера, ангоб, кобальт, кисти

Тема 7. Вводная беседа о мелкой пластике на тему сувенир. Сувенир, как праздничный подарок
Теория. Представить любое керамическое изделие как подарок. Особенности сувенирной продукции.
Практика. Связать каждый праздник со свойственными для него образами.
Материалы. Поздравительные открытки, иллюстрации, примеры сувениров.

Тема 7.1. Колокольчик. Лепка формы изделия.
Теория. Научиться выполнять полые объемные формы.
Практика. Декорирование объемной формы различными способами: роспись, отпечаток, теснение, фактура, т.д.
Материалы. Глина, стеки, пигменты, ангобы, гуашь, темпера, кисти.

Тема 7.2. Рождественский ангел.
Теория. На примере изученных промыслов создать красивый образ.
Практика. Малыми средствами достигнуть выразительности образа. Наделить характером и настроением.
Материалы. Красная глина, стеки, цветные ангобы, гуашь, темпера, кисти.

Тема 7.3. Подсвечники.
Теория. Сравнить изделия подсвечников народных мастеров с современными работами керамистов. Понять устройство и конструкцию, функциональное назначение изделия.
Практика. Выполнить несложную авторскую разработку, используя полюбившуюся технику декорирования.
Материалы. Глина, стеки, цветные ангобы, гуашь, темпера, кисти.

Тема 7.4. Шкатулки.
Теория. Приемы изготовления шкатулки. Изучение методов и техник декорировки сложных форм.
Практика. Выполнить шкатулку в полюбившейся технике декорирования.
Материалы. Глина, стеки, цветные ангобы, гуашь, темпера, кисти.

Тема 8. Вводная беседа о том, что такое пласт и рельеф.
Теория. Знакомство с понятием рельеф и пласт. Освоить особенности изготовления пласта. Функциональное назначение.
Практика. Выполнение пласта. Научиться раскатывать пласт одинаковой толщины. Знакомство с основами лепки рельефа. Связать два понятия (пласт и рельеф) воедино.
Материалы. Подборка иллюстраций образцов народного творчества и современных авторских работ. Глина, стеки.

Тема 8.1. Отработка навыков изготовления пласта. Изготовление сырной доски.
Теория. Овладение техниками декорировки плоскости:
1) ангобная роспись из груши,
2) сграффито,
3) штампованный орнамент.
Практика. Выполнение пласта. Закрепить навыки по изготовлению пласта одинаковой толщины, научится вырезать форму по шаблону, пользоваться дополнительными инструментами. Овладеть техниками декорировки: штамп, сграффито, роспись из груши.
Материалы. Глина, ангоб, груша, штампики.

Тема 8.2. Рельеф «Цветы».
Теория. Придумать оригинальную форму пласта и разместить рельеф цветов.
Практика. Грамотно композиционно расположить и качественно выполнить в материале, используя опыт предыдущего задания.

Тема 8.3. Рельеф «Корзинка».
Теория. Развитие творческого мышления в процессе решения творческих задач, развитие воображения.
Практика. Спроектировать сувенирный рельеф корзинки, используя налепы цветов, ягод, трав и птиц. Проявить творческое воображение. При выполнении своей работы проявить качество, аккуратность, ознакомиться с правильным режимом сушки.
Материалы. Глина, стеки, ткань, кисти, цветные ангобы, гуашь.

Тема 8.4. Пласт «Окно».
Теория. Домыслить образный силуэт в проеме любой формы окна.
Практика. Использовать налепы, фактурную поверхность, штампики.
Материалы. Глина, стеки, ткань, цветные ангобы, гуашь.

Тема 8.5. Ознакомиться с понятием «уровень плана». Закрепить полученный опыт на изготовлении работы методом пласта на тему: «Аквариум».
Теория. Используя пласт, научиться выделять уровни планов: передний, средний, дальний, разместить рыб, растительность. Выбрать красивое силуэтное решение.
Практика. Продумать конструкцию прикрепления пласта к стене. Отработать применения фактуры. Для большей выразительности работы можно использовать прорезной рельеф с оригинальным креплением в прорезях рыб; использование проволоки, ниток.
Материалы. Глина, стеки, кисти, цветные ангобы, гуашь.

Адрес ДШИ "Центр":109117, г.Москва, Волгоградский проспект, д.109, корп.6
© 2006-2018, ДШИ "Центр"
тел.: 919-31-21, 919-36-63 тел./факс: 919-32-33