написать письмо
на главную
Департамент культуры города Москвы
Образовательная программа по сольфеджио
1 раздел. Теоретические сведения
Три вида мажора. Мажорные и минорные тональности до пяти знаков при ключе. Квинтовый круг тональностей. Обращение доминантсептаккорда с разрешениями. Вводный септаккорд VII ступени с разрешением в натуральном и гармоническом мажоре и гармоническом миноре. Понятие об отклонении и модуляции в родственные тональности. Альтерация внутриладовая и модуляционная.
Ум.7 на VII и II ступенях мажора и минора (натурального и гармонического) с разрешением.
Межтактовые и внутритактовые синкопы в сложных размерах. Сочетания различных ритмических групп в мелодии и аккомпанементе.
Буквенные обозначения тональностей и обозначения аккордов, принятые в эстрадно-джазовой музыке. Знакомство с аккордами и гармоническими оборотами, используемыми в джазовой музыке. Септаккорды: Cmaj, Cm7, CÆ, Co, Csus4.
Понятие импровизации. Сольная и ансамблевая импровизация. Аранжировка в эстрадной и джазовой музыке. Инструменты эстрадно-джазового и народного ансамбля. Функции основных партий ансамбля.
Знакомство с формой вариаций в классической музыке. Понятие жанровых вариаций.
2 раздел. Сольфеджирование и вокально-интонационные упражнения
Разучивание мелодий и пение с листа в тональностях до пяти знаков в пройденных размерах. Пение мелодий с альтерированными ступенями. Ритмические группы: синкопы межтактовые и внутритактовые в сложных размерах.
Пение звукорядов мажорных и минорных тональностей (трех видов) до пяти знаков при ключе. Пение доминантсептаккорда с обращениями и разрешениями в пройденных тональностях. Пение вводного септаккорда VII ступени (полууменьшенного и уменьшенного) с разрешением в мажоре и гармоническом миноре, а также малой и уменьшенной септимы на VII ступени мажора (натурального и гармонического) и минора (гармонического).
3 раздел. Определение на слух
Анализ на слух фрагментов из классической, джазовой и эстрадной музыки: определение размера, гармонических оборотов, вслушивание в звучание басового голоса.
Осознанное определение на слух мелодических оборотов, включающих пройденные интервалы и аккорды. Определение на слух по отдельности и в гармонических оборотах доминантового септаккорда, вводного септаккорда VII ступени, а также других пройденных аккордов.
4 раздел. Музыкальный диктант
Письменный диктант в тональностях до пяти знаков при ключе с использованием альтерированных ступеней и хроматизмов. Размеры и ритмические группы, пройденные ранее. Транспонирование диктанта.
5 раздел. Творческие задания
Сложно переоценить востребованность знаний и навыков, получаемых в процессе изучения сольфеджио, например при овладении навыками академического сольного пения. Импровизация мелодии на заданную гармоническую последовательность. Сочинение вариаций на заданную тему в классическом стиле. Жанровое варьирование мелодии.
Подбор аккомпанемента к знакомой мелодии для различных инструментов эстрадного ансамбля с использованием пройденных аккордов.
Раздел Социальная практика включает в себя часы, предусмотренные для работы с подростками в каникулярное время, совпадающее с графиком школьных каникул на конкретный учебный год. В эти часы педагог проводит занятия в любой форме: музыкальные викторины, концерты, конкурсы, музыкальные гостиные и т.д., а также учебное – с группами переменного состава.
Материально-техническое обеспечение программы
  • Фортепиано (синтезатор).
  • Настенная доска с нотоносцем, мел (желательно магнитную доску купить ).
  • Музыкальный центр, видеопроигрыватель.
  • Комплекты  аудиоматериалов.
  • Стулья (15 – 18 шт.).
  • Стол.
  • Наглядные материалы (настенные пособия, карточки-клавиатуры).
  • Нотные тетради.
Адрес ДШИ "Центр":109117, г.Москва, Волгоградский проспект, д.109, корп.6
© 2006-2018, ДШИ "Центр"
тел.: 919-31-21, 919-36-63 тел./факс: 919-32-33