написать письмо
на главную
Департамент культуры города Москвы
Образовательная программа по обучению детей игре на балалайке
Родителям в записную книжку: Если вы задумываетесь о том, чтобы провести отпуск, например, на побережье Черного или Азовского моря, то доска объявлений Украины - это то, что вам нужно. Универсальная доска объявлений Украины позволяет быстро и легко найти интересующую вас информацию по любому вопросу.

Содержание программы

В зависимости от объективных условий, способностей и уровня развития детей в группе, возможно варьирование тем занятий, корректировка количества часов, отводимых для изучения отдельных разделов и тем программы.
 
1 год обучения
Задачи:
•  заинтересовать учащегося в обучении игре на балалайке;
•  сформировать первоначальные навыки игры на инструменте;
•  ознакомить с основами теоретических музыкальных знаний.
 
1 раздел. Вводное занятие
Знакомство с обучающимися, ознакомление их с правилами поведения на занятиях, с возможными перспективами и планами на будущее.
 
2 раздел. Беседы о музыке
Беседы о народной музыке, о появлении музыкального инструмента и истории его развития. Ознакомление со звучанием инструмента, его техническими и музыкально-выразительными возможностями. Общие сведения о строении балалайки, способах звукоизвлечения.
Исполнение педагогом или другим учащимся различных по характеру произведений, доступных для восприятия.
 
3 раздел. Основы музыкальной грамоты
Понятие «музыкальный звук» и его свойства. Акустические свойства звука, различия между звуками (музыкальный и шумовой). Понятия длительности и высоты звуков. Скрипичный ключ. Пятилинейный нотный стан. Расположение нот первой и второй октав на нотоносце. Знаки альтерации. Мажорный и минорный лады. Тональность, знаки при ключе. Понятия метр, ритм, темп. Такт, тактовая черта, затакт. Размеры: 2 / 4 , ?, 4 / 4 . Динамические оттенки: p , f, mp, mf . Музыкальная фраза. Музыкальное предложение. Реприза.
 
4 раздел. Обучение игре на балалайке
4.1. Работа над учебно-тренировочным материалом
Посадка учащегося и постановка корпуса, ног, рук (кистей и пальцев). Формирование правильного положения инструмента и посадки во время игры.
Формирование первоначальных навыков звукоизвлечения: щипок большим пальцем правой руки. Постановка пальцев левой руки в первой позиции при одновременном щипке большого пальца правой руки. Освоение приема исполнения: удары указательным пальцем по 3-м струнам, как одного из элементов «бряцания». Упражнения на развитие координации движений при игре на балалайке.
 
Изучение простых упражнений для правой и левой рук. Игра гамм Ми, Фа мажор и ми, фа минор, арпеджио, аккорды, хроматические гаммы (со второго полугодия). Работа над аппликатурой при игре гамм и упражнений. Развитие чувства ритма: исполнение мажорного звукоряда с соотнесением сильных и слабых долей.
Понятие исполнительские штрихи. Штрихи legato , non legato , staccato . Понятие аппликатура, приёмы игры. Исполнение этюдов и упражнений на формирование навыков исполнения legato , non legato , staccato .
 
4.2. Работа над репертуаром
Подбор разнохарактерных произведений: обработки народных песен и танцев, произведения русских и зарубежных композиторов.
Исполнение простых и небольших по форме пьес с ярко выраженным музыкальным образом, понятным мелодическим развитием. Ознакомление с произведением в исполнении педагога (или в записи). Развитие первоначальных умений определять характер музыки, развитие способности слушать и слышать.
Развитие элементарных навыков предварительного анализа музыкального произведения при разборе нотного текста: определение лада (мажор, минор), тональности и размера произведения, выявление наиболее часто встречающихся длительностей и ритмических фигур.
Работа над аппликатурой и исполнительскими штрихами. Формирование навыков техничного и выразительного исполнения произведения. Исполнение с динамическими оттенками piano, forte . Развитие навыков самоконтроля за качеством звукоизвлечения.
Формирование начальных навыков самостоятельного выучивания небольших песен и пьес.
Развитие первоначальных навыков чтения нотного текста с листа.
Адрес ДШИ "Центр":109117, г.Москва, Волгоградский проспект, д.109, корп.6
© 2006-2017, ДШИ "Центр"
тел.: 919-31-21, 919-36-63 тел./факс: 919-32-33