написать письмо
на главную
Департамент культуры города Москвы
Образовательная программа детского творческого объединения "Шахматная школа"
Практика. Основное в шахматах - практическая игра. В шахматах практика - лучший учитель. Обучение наиболее эффективно, если оно увязано с практической игрой и участием в соревнованиях, где полученные знания проверяются в жесткой турнирной борьбе. Как правило, в этих условиях знания усваиваются лучше и накапливаются быстрее. Основными формами практики являются: квалификационные турниры, анализ сыгранных партий, выполнение домашнего задания, сдача зачетов по пройденным темам и судейство соревнований.
В творческом объединении «Шахматная школа» кроме вышеуказанных применяются и другие формы практики:
- конкурсы по решению комбинаций и задач;
- сеансы одновременной игры;
- быстрые шахматы;
- блицтурниры;
- консультационные партии;
- турниры «Шахматная семья»;
- турниры-гандикапы;
- игра в «King Chess»;
- командные соревнования.

Квалификационные турниры. Квалификационный турнир - это турнир, в котором обучающийся может выполнить или подтвердить разряд по шахматам. В промежутках между турнирами спортивную форму можно поддерживать с помощью ежедневного решения комбинаций и этюдов. По окончанию турниров проводятся занятия по подведению итогов.
В творческом объединении «Шахматная школа» по результатам квалификационных турниров педагогом составляется «Таблица счастья». В ней указывается, сколько очков набрал тот или иной участник турнира благодаря везению. К везению относятся победы в худших или равных положениях из-за сравнительно простых ошибок противников, а также ничьи в проигранных позициях. «Таблица счастья» ведется для определения самых счастливых в шахматном смысле детей («Но кто может сражаться против волшебства!» З. Тарраш).
Анализ сыгранных партий. Анализ сыгранных партий является наиболее эффективным способом проверки уровня знаний обучающихся. В процессе сыгранных партий педагог может повторить любой раздел программы, проверить знания, умения, навыки обучающихся, напомнить содержание тех или иных шахматных понятий, подсказать способ их применения в конкретной шахматной позиции. Анализ сыгранных партий позволяет выявить индивидуальные склонности юного шахматиста, его фантазию, любимые схемы в дебюте и другие особенности, связанные с пониманием различных стадий шахматной партии.
В том случае если нужно заменить мебель, можно обратиться в специальную фирму. Оперативно и недорого осуществляем вывоз старой мебели из квартиры или офиса. Разбирать следует каждую сыгранную партию, при этом останавливаться на основных, волновавших юного шахматиста во время игры вариантах, проанализировать их с тем, чтобы у обучающегося осталась полная ясность в совершенных им действиях. Педагогу важно не только видеть ходы, которые сделал юный шахматист, но и знать, какие идеи он в них вкладывал, о чем при этом думал, как оценивал позицию.Следует добиваться того, чтобы юные шахматисты показывали свои партии по памяти.
Партии, наиболее поучительные с точки зрения типовых ошибок или комбинационных возможностей, пусть даже не осуществленных, целесообразно рассматривать на занятиях всей группы. Следует добиваться того, чтобы ни одна турнирная партия не осталась не разобранной.
Адрес ДШИ "Центр":109117, г.Москва, Волгоградский проспект, д.109, корп.6
© 2006-2017, ДШИ "Центр"
тел.: 919-31-21, 919-36-63 тел./факс: 919-32-33