написать письмо
на главную
Департамент культуры города Москвы
Образовательная программа детского творческого объединения "Шахматная школа"
Шахматная композиция
Этюды очень полезны для детей, поскольку развивают важнейший навык: умение предельно внимательно относиться к замыслам соперника. В творческом объединении «Шахматная школа» изучают творчество выдающихся шахматных композиторов: С. Лойда, И. Шумова, А. Ринка, А. Троицкого, Л. Куббеля и других.
Обучение проходит с применением компьютерных программ Chessbase. При желании можно установить картинку на рабочий стол компьютера шахматной тематики.
Задачная композиция. Шахматная задача представляет собой искусственно созданную позицию, в которой, как правило, белые начинают и дают черным мат в определенное число ходов. Это число ходов отдельно оговаривается в задании, например, «Мат в 2 хода».
Этюдная композиция. Шахматный этюд - это позиция, искусственно составленная шахматным композитором с заданием выиграть или сделать ничью без указания числа ходов.
Роль центра в шахматной партии
Начиная с первых ходов, противники борются за обладание центром. Эта борьба может принимать различные формы. В одном случае оба противника стремятся занять центр своими пешками и фигурами в другом случае - одна из сторон допускает создание сильного пешечного центра у противника, а потом стремится подорвать его и захватить центральные поля своими пешками и фигурами.
Изучение роли центра помогает юным шахматистам в понимании проблем дебюта и середины игры, в частности, в умении разбираться в современных дебютных построениях и стратегических планах.
Изучение типовых позиций эндшпиля
Изучение шахмат следует начинать, как рекомендовал Х.Р. Капабланка, с эндшпиля, в первую очередь с простых позиций с небольшим количеством фигур и пешек. Он писал: «Для того чтобы усовершенствовать свою игру, нужно, прежде всего, изучать эндшпиль, ибо искусством игры в эндшпиле можно овладеть безотносительно других частей партии, в то время как дебют и середина должны изучаться только по мере того, как они связаны с эндшпилем».
Изучение эндшпиля знакомит юных шахматистов с особенностями и взаимодействием фигур. На занятиях рассматриваются следующие окончания: технические, пешечные, легкофигурные, ладейные, ферзевые, сложные (см. учебно-тематический план). Больше времени следует отводить на изучение пешечных и ладейных окончаний, так как они чаше всего встречаются на практике.
Пройденный материал по изучению эндшпиля закрепляется в тематических турнирах, а также при решении этюдов и выполнении домашних заданий.
Адрес ДШИ "Центр":109117, г.Москва, Волгоградский проспект, д.109, корп.6
© 2006-2017, ДШИ "Центр"
тел.: 919-31-21, 919-36-63 тел./факс: 919-32-33