написать письмо
на главную
Департамент культуры города Москвы
Образовательная программа детского творческого объединения "Шахматная школа"
Оценка позиции
С юными шахматистами изучение темы, связанной с оценкой позиции, целесообразно проводить в три этапа. На первом этапе на демонстрационной доске расставляются только белые фигуры. Проговариваются все моменты позиции слева направо в порядке ценности фигур и осуществляется анализ позиции только за белые фигуры. На втором этапе белые фигуры убираются и расставляются только черные. Проводится анализ позиции только за черные фигуры. На третьем этапе расставляется позиция с белыми и черными фигурами. Проводится сравнение сил обеих сторон и делается вывод у кого лучше и в чем заключаются преимущества и недостатки каждой из сторон. После этого на основании сделанного вывода юным шахматистам предлагается выбрать два-три идейных хода-кандидата.
Оценка позиции является отправной точкой для нахождения плана игры и выбора отдельных ходов. Каждая позиция характеризуется определенными признаками, к которым относятся:
- наличие материального преимущества;
- положение короля;
- владение пространством;
- активность фигур;
- пешечная структура.


Юных шахматистов необходимо учить находить переломные моменты в игре - определять, где допускались ошибки, менялась оценка позиции или не использовалась возможность резко изменить ситуацию на доске, а также искать новые возможности, на которые в ходе партии они не обратили внимания из-за увлечения какими-то другими своими идеями или недостатка времени.
Шахматисты I разряда до разбора партии с педагогом должны сначала самостоятельно попытаться определить свои ошибки в сыгранной партии, найти новые возможности, на которые в ходе партии они не обратили внимания.
Обучающимся после разбора собственной партии полезно проанализировать постановку дебюта с помощью информационно-поисковой системы «Chessbase 9.0» или «Chess Assistant 8.1», записать идеи и приемы, которые были упущены в партии, в рабочую тетрадь. В рабочую тетрадь также следует записывать повторяющиеся ошибки.
Информационно-поисковые системы «Chessbase 9.0» и «Chess Assistant 8.1» целесообразно также использовать при изучении комментариев к партиям, поиске примеров реализации тактических и стратегических планов, подготовке к конкретному сопернику в ходе соревнования.
В последнее время все большее значение в образовательном процессе играет интернет. Возникает все больше сайтов, на которых выкладываются партии, сыгранные на различных турнирах, а также проходят многочисленные он-лайн соревнования. Надо сказать, что владельцы сайтов обращают внимание на продвижение своих порталов в поисковых системах. На помощь здесь приходят компании по раскрутке сайтов, например http://netpeak.ua/.
По результатам анализа сыгранных партий педагогу следует создавать методический материал «Типичные ошибки» и использовать его в учебном процессе.
Выполнение домашнего задания. Домашнее задание следует составлять так, чтобы юные шахматисты выполняя его, могли получить необходимые навыки. Домашнее задание не должно быть направлено только на закрепление изученного материала, оно должно быть продолжением урока. Проверка выполнения домашнего задания должна проводиться на каждом занятии.
Сдача зачетов по пройденным темам. В течение учебного года во всех группах проводятся зачеты для проверки усвоения юными шахматистами пройденных тем. Сдача зачетов предусматривает письменные ответы на вопросы и решение шахматных задач, распечатанных в виде диаграмм (задания записываются под диаграммами). Задачи, которые не были решены при сдаче зачетов, в дальнейшем разбираются педагогом на занятиях с обучающимися.
Судейство соревнований. В группах I –V этапов обучающиеся изучают «Правила шахмат» ФИДЕ и сдают по ним зачеты. В учебно-тренировочных группах II и I разрядов обучающиеся осуществляют судейство соревнований, проводимых в этих группах.
Конкурсы по решению комбинаций и задач. Занятия по нахождению комбинаций и решению задач лучше всего организовывать в форме конкурсов, так как соревновательный элемент делает занятия более интересными для обучающихся. Конкурсы являются одним из способов развития у юных шахматистов самостоятельного мышления, что очень важно для роста их шахматного мастерства. Конкурсы позволяют оценить у юных шахматистов счетные способности, скорость нахождения идей, а также способность к концентрации внимания.
Сеансы одновременной игры, Сеанс одновременной игры – это одновременная игра, как правило, одного шахматиста с несколькими игроками. Сеансы одновременной игры полезно проводить для разнообразия форм обучения. Эту форму шахматной практики юные шахматисты всегда воспринимают с удовольствием. В творческом объединении «Шахматная школа» сеансы одновременной игры проводятсяво всех учебных группах. Сеансы одновременной игры можно проводить с шахматными часами и без них. В группах I-V этапов обучения сеансы одновременной игры проводятся с шахматными часами. Игра с часами учит детей умению ценить время. В сеансах одновременной игры партия записывается.
Сеансы одновременной игры подразделяются на учебные, тематические и альтернативные.
Учебный сеанс одновременной игры, как правило, проводится педагогом. Педагог рассаживает детей за шахматные доски. В группе I этапа обучения детям разрешается выбрать цвет фигур, которыми они будут играть. Если в процессе сеанса одновременной игры юный шахматист не успел придумать свой следующий ход, ему разрешается один раз пропустить свою очередь хода. В случае ошибочного хода педагог обращает внимание юного шахматиста на ошибочный ход и дает ему возможность самостоятельно найти ошибку до следующего его хода. Позиция с ошибочным ходом самостоятельно разбирается юным шахматистом, при этом фигуры на шахматной доске не передвигаются. Если при повторном подходе педагога к данной позиции, правильное решение не было найдено, то игра продолжается с ошибочным ходом. Если юный шахматист нашел, почему его ход был ошибочным, ему разрешается исправить ошибку. Педагог сам решает сколько раз можно разрешить юному шахматисту самостоятельно разбираться с ошибочными ходами в партии.
Тематический сеанс одновременной игры проводится, как правило, педагогом для закрепления знаний обучающихся по определенной теме (например, по теме «Использование материального преимущества»). При проведении тематического сеанса одновременной игры каждый юный шахматист расставляет заданную позицию и ему дается задание. По окончанию игры педагог должен показать правильное решение. Тематические сеансы одновременной игры проводятся на всех этапах обучения.
Альтернативный сеанс одновременной игры – это сеанс одновременной игры, который в отличие от обычного проводят сообща, не советуясь между собой проводят два и более сеансера. Такие сеансы проводятся только в группе IV-V этапов обучения.
Сеансы одновременной игры могут носить как учебный характер (играется какой-то определенный дебют или вариант), так и чисто спортивный характер. В группах I-III этапов обучения в их проведении педагогу помогают обучающиеся творческого объединения «Шахматная школа», а в группе IV-V этапов обучения - его выпускники.
Быстрые шахматы. Быстрые шахматы - это игра, в которой каждый игрок должен сделать все ходы за время от 15 до 60 мин. Записывать ходы не обязательно. Соревнования по быстрым шахматам можно провести за один-два дня, так как времени на всю партию в них отводится немного. Такие соревнования помогают юным шахматистам развивать способность к концентрации внимания, выдержку, память, умение быстро и правильно считать варианты.

Адрес ДШИ "Центр":109117, г.Москва, Волгоградский проспект, д.109, корп.6
© 2006-2017, ДШИ "Центр"
тел.: 919-31-21, 919-36-63 тел./факс: 919-32-33