написать письмо
на главную
Департамент культуры города Москвы
Образовательная программа детского творческого объединения "Шахматная школа"
Методы формирования специальных способностей
Тренировка внимания. Способность к концентрации внимания является важным качеством для юного шахматиста. Упражнения по тренировке внимания целесообразно проводить на компьютере с помощью программы «Шахматная школа» или использовать для этой цели заранее подготовленные диаграммы.
Успешность решения этих упражнений определяется способностью юного шахматиста поддерживать концентрацию внимания на протяжении всего процесса их выполнения.
Новости из мира шахмат, телепрограмма канала НТК на сегодня. Тренировка воображения. В процессе обучения следует развивать у обучающихся способность играть в шахматы без доски. Для развития этой способности можно использовать:
- упражнения на мысленное оперирование фигурами, расставленными на шахматной доске;
- игру в «King chess» (см. подраздел «Практика» настоящей программы);
- решение не шахматных задач, выбранных педагогом из книги: Айзенк Г.Ю. Проверьте свои интеллектуальные способности. Изд. 2-е. - Рига: Виеда, 1992 и Интернета (сайт http://www.izvilina.com);
- упражнения при отсутствии фигур на шахматной доске (например, требуется назвать поле пересечения двух линий на шахматной доске, пройти фигурой на заданное поле и т.д.).
Тренировка творческого мышления. Творческое мышление направлено на открытие нового знания. В связи с этим каждое упражнение для тренировки творческого мышления должно быть составлено так, чтобы в результате его решения юный шахматист мог бы сделать для себя какое-нибудь, пусть даже незначительное открытие. Подбор таких упражнений необходим для целенаправленного формирования интеллектуальных способностей обучающихся с помощью шахмат. Такие упражнения, выбранные педагогом из книги: Айзенк Г.Ю. Проверьте свои интеллектуальные способности. Изд. 2-е. - Рига: Виеда, 1992, компьютерной программы «Шахматная школа» и Интернета), используются в учебном процессе.
Тренировка памяти. Развитию памяти у юных шахматистов способствуют:
- решение шахматных задач и этюдов;
- показ шахматной партии по памяти;
- решение не шахматных задач, выбранных педагогом из книги: Айзенк Г.Ю. Проверьте свои интеллектуальные способности. Изд. 2-е. - Рига: Виеда, 1992 и Интернета.

Обеспечение программы
1. Материально-техническое обеспечение программы
При проведении занятий используются:
  • демонстрационная доска, комплекты шахмат и шахматные часы;
  • настенная школьная доска для мела и маркера;
- тренажеры «Дорожка», «Велосипед» и «Лестница» для физических упражнений и снятия усталости.
2. Учебно-методическое оснащение программы:
- персональный компьютер с шахматными программами: «Шахматная школа», «Шахматные этюды для практиков», «Forsage», «CT-ART 3.0», «Chessbase 9.0» и другими;
- ноутбук;
- видеофильмы о чемпионах мира;
- «Тесты» - диаграммы с позициями по эндшпилю и задачами на решение комбинаций;
- «Шахматное лото» - карточки с задачами на мат королю;
- методический материал «Типичные ошибки».
Для того чтобы зафиксировать наиболее интересные и полезные фрагменты партий, педагогом подбираются и используются «Позиционные картинки», которые находятся в файловых папках.
Для юных шахматистов и их родителей в шахматном классе имеется шахматная, методическая и педагогическая литература, которой можно пользоваться и дома.

Дополнительные условия реализации программы
Для того чтобы реализовать настоящую программу, в творческом объединении «Шахматная школа» в полном объеме необходимо:
  • обеспечить наличие доступа в Интернет;
  • приобрести столы для занятий шахматами;
  • приобрести проектор (или плазменную панель), сервер и 9 ноутбуков;
- не превышать максимального количества одновременно занимающихся детей в группах равного:
1) 12 человек для групп I-III этапов обучения,
2) 10 человек для группы IV-V этапов обучения.
Литература, использованная педагогом в процессе разработки программы
  • Подготовка юных шахматистов IV и III разрядов. Изд. Всероссийского шахматного клуба, М., 2000.
  • Подготовка юных шахматистов I разряда: Программа /Авт.- сост. В. Е. Голенищев. 2-е изд. - М.: Советская Россия, 1980.
  • Программа подготовки юных шахматистов II разряда. - М., 1971.
  • Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Спортивные кружки и секции. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1980.
  • Шахматы: наука, опыт, мастерство: Практ. пособие. Под ред. Б.А. Злотника. - М.: Высшая школа, 1990.
Литература, используемая педагогом в процессе реализации программы
  • Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа: (Курс лекций для шахматистов разрядников). - М.: ФиС, 1976.
  • Айзенк Г.Ю. Проверьте свои интеллектуальные способности. Изд. 2-е. - Рига: Виеда, 1992.
  • Зайцев О.В., Карпова Е.В. Встретим праздник весело. Игры для всей семьи. Ярославль: Академия развития, 1998.
  • Зак В. Пути совершенствования. - М.: ФиС, 1981.
  • Калиниченко, Н.М. 100 уроков шахматных маэстро / Н.М. Калиниченко. - М.: Астрель: АСТ, 2007.
  • Левит, Дж. Гений в шахматах: раскройте и развивайте свой шахматный талант: пер. с англ./Джонатан Левит. - М.: Астрель: АСТ, 2005.
  • Пожарский В. Шахматный учебник в этюдах / В. Пожарский. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  • Программа подготовки шахматистов-разрядников. II-I разряд - серия «Шахматный университет» - М., 2005.
  • Тарраш З. Что должен каждый знать о миттельшпиле, 1999.
  • Теория и практика шахматной игры: Науч.-метод. и практ. пособие / Под ред. Я.Б. Эстрина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1984.
  • Шахматы: Энциклопедический словарь. Под ред. А.Е. Карпова, 1990.
Компьютерные программы по шахматам и шахматные базы
  • «Chess Assistant 8.1», ООО «Дайв», 2005.
  • «Chessbase 9.0» (Германия).
  • «Энциклопедия шахматных окончаний», ООО «Дайв», 2005.
  • «Шахматная школа», ЗАО ««ИнформСистемы», 1999-2005.
  • «Шахматные этюды для практиков», ЗАО «Информ-Системы», 2003.
  • «Шахматная стратегия», ЗАО «Информ-Системы», 2000-2003.
  • «Шахматная школа для IV-II разрядов», ЗАО «Информ-Системы», 1999-2002.
  • «CT-ART 3.0 (tactics)», Convekta Ltd; М. Blokh, 1999.
  • «Forsage, V. 1.01», D. Shabalov, A. Kalenov, 1999.
Литература, рекомендуемая детям
  • Блох М.В. 1200 комбинаций. М., 2000.
  • Бронштейн Д.И. Международный турнир гроссмейстеров: Нейгаузен - Цюрих, 29 августа - 24 октября 1953 г. Изд. 3-е, доп. - М.: ФиС, 1983.
  • Загорянский Е., Мароци Г. Пол Морфии. М.,1980.
  • Конотоп В.А., Конотоп С.В. Тесты по тактике для шахматистов III разряда. - Подольск, 2006.
  • Конотоп В.А., Конотоп С.В. Тесты по тактике для начинающих шахматистов. Краснодар: изд-во «Кубанькино», 2005.
  • Конотоп В.А., Конотоп С.В. Тесты по тактике: для высококвалифицированных шахматистов. - М., 2003.
  • Котов А.А. Как стать гроссмейстером. /Под ред.Б.А. Злотника. - М.: Физкультура и спорт, - 1985.
  • Нейштадт Я.И. Некоронованные чемпионы. М.: ФиС, 1975.
  • Нейштадт Я.И. По следам дебютных катастроф. - М.: ФиС, 1979.
  • Пауль Керес, 100 партий. М.: ФиС, 1966.
  • Портиш Л., Шаркози Б. 600 окончаний. М.: ФиС, 1979.
  • Правила шахмат ФИДЕ. М. 2005.
  • Хенкин В.Л. 1000 матовых комбинаций. - М.: ООО Издательство Астраль: ООО Издательство АСТ, 2002.
Литература, рекомендуемая родителям
  • Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Изд. 4-е, стереотипное. - М.: ЧеРо, Сфера, 2005.
  • Леви В.Л. Как воспитать родителей или Новый нестандартный ребенок. - М.: Торобоан, 2002. (Серия «Конкретная психология»).
  • Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей: популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.

Адрес ДШИ "Центр":109117, г.Москва, Волгоградский проспект, д.109, корп.6
© 2006-2017, ДШИ "Центр"
тел.: 919-31-21, 919-36-63 тел./факс: 919-32-33