написать письмо
на главную
Департамент культуры города Москвы
Образовательная программа детского творческого объединения "Шахматная школа"
Принципы обучения
Основными принципами обучения в шахматах являются: наглядность, последовательность, доступность и практика.  Рассмотрим эти принципы более подробно.
Наглядность
Учитывая, что человек познает мир в основном с помощью глаз (не случайно прогрессивный швейцарский педагог ХVIII и ХIХ вв. И.Г. Песталоцци писал: “Наглядность - абсолютный фундамент всякого познания”,  поэтому в процессе обучения изложение материала должно быть по возможности максимально наглядным. Наглядность организует внимание учащихся, придаёт учебному материалу большую доступность, обеспечивает лучшее  его усвоение.
Основными средствами наглядности в шахматах являются: шахматная доска и движение фигур. При проведении занятий, как правило, необходимы две  демонстрационные доски: одна нужна для демонстрации основного текста партии, другая - для  рассмотрения различных побочных вариантов (наличие двух демонстрационных досок не только удобно, но и позволяет сократить затраты времени на рассмотрение партии во время занятия). Большой популярностью среди учащихся пользуются шахматные анекдоты. С их помощью ребята в шутливой форме знакомятся с различными курьезными ситуациями из мира шахмат.
Формы сочетания слова и наглядности на занятиях могут быть самыми разными. Как правило, сначала используется объяснение, а затем полученные представления закрепляются наглядными конкретными примерами. Например, сначала педагог показывает какую-либо типичную комбинацию, технический приём, дебютный вариант и т.д. Затем юные шахматисты самостоятельно выполняют аналогичное задание, а педагог корректирует и следит за его выполнением. При подборе материала для теоретических занятий, следует стремиться сделать каждый фрагмент этого материала не только интересным по своему содержанию, но и легко запоминающимся. Накопленный опыт показывает, что особенно полезно работать над проблемными и критическими позициями.
Последовательность
Все темы должны быть строго распределены по годам обучения, каждая тема должна опираться на ранее изученный и  усвоенный материал и  создавать базу для последующего обучения. Последовательность учебных задач должна строго соблюдаться. Содержание всех теоретических сведений, сообщаемых педагогом, должно обеспечивать последовательное накопление знаний, формирование специальных умений и навыков у учащихся, развитие у них техники шахматной игры.
При изложении материала педагог должен сначала демонстрировать цель, а лишь затем способы её достижения и лучше не пользоваться книгой. Длительное разъяснение желательно разряжать какой-нибудь шуткой, логической задачей, рассказом из истории шахмат.
Трудность материала надо увеличивать постепенно и не забегать вперед, пока пройденное не будет усвоено до конца. Вновь изучаемый материал следует разбивать на части по определенной системе и иллюстрировать конкретными примерами. Каждое занятие должно иметь хотя бы один ключевой момент, который помогает успешно разобраться в рассматриваемой теме, касающейся теории дебюта, принципов эндшпиля, стратегии миттельшпиля и т.д.
Доступность
Учебный материал должен соответствовать возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности учащихся, а также отводимому на его изучение учебному времени. При обучении шахматам педагог должен уметь доступно излагать тему, так как это способствует  проявлению на занятиях мыслительной активности, которая обычно выражается в сознательном усвоении учащимися прослушанного материала и понимании конкретных правил, терминов и понятий.
Доступность не должна означать облегчённость. Нельзя устранять все трудности на пути учащихся, более существенным является активизация их творческих сил при оказании помощи педагогом в случае необходимости. Воспитывающий характер обучения требует достаточного напряжения умственных и физических сил учащихся. Поэтому принцип доступности предполагает установление степени трудности учебного материала, строгой индивидуализации, различий в скорости  его изучения в зависимости от сложности.
В соответствии с принципом доступности педагог должен стремиться в процессе обучения воспитывать привычку к преодолению трудностей. Занятия строятся в соответствии с дидактическими принципами: от простого к сложному, от лёгкого к более трудному, от известного к неизвестному. Время от времени в ход занятия включаются элементы занимательности и новизны.
Адрес ДШИ "Центр":109117, г.Москва, Волгоградский проспект, д.109, корп.6
© 2006-2017, ДШИ "Центр"
тел.: 919-31-21, 919-36-63 тел./факс: 919-32-33