написать письмо
на главную
Департамент культуры города Москвы
Образовательная программа детского творческого объединения "Шахматная школа"
Методы формирования специальных способностей
Тренировка внимания
Наиболее важным для шахматиста являются такие свойства, как сосредоточенность и устойчивость внимания. Условно упражнения по тренировке внимания можно разделить на две группы: упражнения на устойчивость внимания и упражнения на распределение внимания. Эти упражнения целесообразно проводить на компьютере с помощью программы «Школа» или используя заранее подготовленные для этой цели диаграммы.
Успешность решения этих упражнений всегда определяется способностью поддерживать высокий уровень концентрации внимания на протяжении всего процесса их выполнения. Учащиеся принимают участие в различных шахматных турнирах и соревнованиях, проходящих не только в Москве и городах России, но и в других странах, например в Украине. В случае, если сроки проведения турнира по каким-либо причинам затягиваются или переносятся, то иногда приходится пользоваться такой услугой как аренда квартир киев долгосрочно.
Тренировка воображения
В процессе обучения следует уделять внимание развитию у обучающихся способности играть в шахматы без доски. На развитие этой способности направлены приводимые ниже упражнения:
  • упражнения на тренировку воображения при отсутствии фигур на шахматной доске.
  • упражнения на мысленное оперирование фигурами при наглядной опоре на шахматную доску и расставленные на ней фигуры
Тренировка творческого мышления
Творческое мышление направлено на открытие нового знания. В связи с этим каждое упражнение для тренировки творческого мышления должно быть составлено так, чтобы в результате его решения юный шахматист мог бы сделать для себя какое-нибудь, пусть даже незначительное открытие. Создание такого комплекса упражнений, является важнейшим условием целенаправленного формирования интеллектуальных способностей учащихся с помощью шахмат.
Очевидно, что таких упражнений должно быть подготовлено несколько (подобные упражнения имеются в компьютерной программе “Школа”, которую целесообразно использовать в учебном процессе).

Тренировка памяти
Решение шахматных задач, а также воспроизведение шахматной партии по памяти позволит учащимся быстрее развить у себя такие качества как сообразительность, ориентировку и сосредоточенность внимания.
Освоение техники расчёта
Поскольку шахматист-практик должен уметь проводить разветвлённый расчёт вариантов в уме при ограниченном времени, это качество необходимо развивать.
Одним из способов развития счётных способностей является решение позиций по диаграммам, на компьютере, а также анализ позиций “вслепую” без доски.
В частности, для развития навыка, который условно можно назвать “чувство фигуры”, полезно решать в уме задачи в 1 и 2 хода, где на пути действия фигуры встречается одно или два препятствия или, когда действие фигуры проходит по достаточно сложному маршруту. При этом необходимые для решения действия должны быть доступными и несложными. Экономить время на исполнение таких заданий не стоит. Оно полностью окупится качеством формируемых знаний и общим развитием учащихся.
Адрес ДШИ "Центр":109117, г.Москва, Волгоградский проспект, д.109, корп.6
© 2006-2017, ДШИ "Центр"
тел.: 919-31-21, 919-36-63 тел./факс: 919-32-33