написать письмо
на главную
Департамент культуры города Москвы
Образовательная программа детского творческого объединения "Шахматная школа"
Шахматные задачи
Как учить детей решать шахматные задачи?
Любую задачу надо начинать с общего знакомства с позицией. Внимательно прочитать условие задачи, определить, какая сторона каким преимуществом обладает, обратить внимание юного шахматиста, чей очередной ход – белых или чёрных. После этого можно приступать непосредственно к решению.
В чём заключается замысел автора задачи? С ответа на этот вопрос начинают поиски идеи – основной мысли задачи.
Начинать обучение желательно с задач с наименьшим количеством фигур, так как надо идти от простого к сложному.
На какой стадии обучения лучше приступать к решению задач?
Чем раньше, тем лучше: сразу же после знакомства с правилами игры. Задачи помогают познавать новое, закреплять старое, приучают логически рассуждать. Дети любят решать задачи, но надо не отбить эту любовь сложностью.
Хотя считается, что для двухходовок достаточно указать лишь первый ход решения, целесообразнее требовать полную запись.
Квартирный вопрос вряд ли потеряет свою актуальность в ближайшее время. А у юного шахматиста должна быть отдельная команата, где бы он мог в полной тишине сосредоточиться над решением шахматных этюдов. Можно, конечно самостоятельно пытаться решить вопросы обмена, купли и продажи жилья. Но лучше, все-таки доверить решение профессионалам, например Агентство Недвижимости, мы на рынке с 1994 года!
Этюды
Решение этюдов развивает тактические способности, требует от юных шахматистов значительно больше сосредоточенности, внимания и упорства, чем при решении задач. Здесь недостаточно найти один ход, ведущий к цели, а требуется найти серию тонких продолжений. Для юных шахматистов невысокой квалификации лучше подбирать лёгкие этюды или даже только финальную игру в них. Иначе их внимание будет рассеиваться, и смысл подобного занятия теряется. Хорошо подбирать и решать этюды на какую-то одну тему, например, “Слон против коня”, “Ферзь против ладьи” и т.д. Примерное количество упражнений по одной теме - от 20 позиций. В процессе решения этюдов в специальной тетради зарисовываются позиционные картинки с тактическими идеями.
Решение этюдов – хорошая методическая тренировка, помогает развитию творческой фантазии, развивает технику расчёта, вырабатывает умение находить неожиданные, парадоксальные ходы, осуществлять тонкие планы. Такая тренировка полезна для выработки навыка рационального принятия решений, разумного расходования времени.
У педагога должна быть картотека этюдов.
Адрес ДШИ "Центр":109117, г.Москва, Волгоградский проспект, д.109, корп.6
© 2006-2017, ДШИ "Центр"
тел.: 919-31-21, 919-36-63 тел./факс: 919-32-33