написать письмо
на главную
Департамент культуры города Москвы
Образовательная программа детского творческого объединения "Шахматная школа"
Этика в шахматах
Шахматная этика - это система норм нравственного поведения игроков как во время, так и после шахматных соревнований. «Одним из основных правил поведения, - писал Шифферс, - должно быть такое, что игрок должен избегать или, точнее, не делать ничего такого, что могло бы помешать противнику во время игры». Юные шахматисты должны знать и соблюдать этические нормы, как во время игры, так и после ее окончания. В соревнованиях существует обычай, согласно которому по окончании партии проигравший пожимает победителю руку. Это не только форма признания победы партнера, но и выражение уважения к нему, к его мастерству.
Правила игры и порядок проведения соревнований установлены в «Правилах шахмат» ФИДЕ. В них приведены и основные правила поведения игроков во время игры. Например, в «Правилах шахмат» ФИДЕ сказано, что шахматист не должен во время игры беседовать с противником и обсуждать с кем-либо создавшуюся позицию (случалось, что начатые по инициативе одного из противников разговоры за доской были причиной грубых ошибок в игре).
Но ни одни шахматные правила не могут предусмотреть все ситуации, в которых игрок в конфликтной обстановке игры может оказать недостойное психологическое давление на противника. Например, в «Правилах шахмат» не сказано, что шахматист не имеет право приносить в турнирное помещение всевозможные посторонние предметы, отвлекающие противника от игры, что запрещается следить за взором противника, обдумывающего ход, перехватывать его взгляд, улыбаться, а также выплескивать на противника свои эмоции по окончании игры.
Интуиция в шахматах
Интуиция - великая способность, которой природа одарила человека. Еще древние греки признавали, что рациональное мышление неполно и нуждается в поддержке интуиции. Говоря научным языком, интуиция - это чутье, проницательность, постижение истины без логического обоснования, основанное на предшествующем опыте. Шахматы развивают и тренируют интуицию.Для шахматиста интуиция имеет важное значение. Именно она помогает в ряде случаев (например, в сложных позициях при недостатке времени на обдумывание хода) находить решение. При этом нередко последующее скрупулезное изучение возможных вариантов показывает, что именно интуитивное решение оказалось оптимальным.
Вводное занятие
   Вводное занятие проводится в каждой обучаемой группе. На вводном занятии педагог рассказывает о планах работы в текущем учебном году.
Шахматные правила ФИДЕ
«Правила шахмат» ФИДЕ касаются игры за доской. В настоящее время действуют правила, вступившие в силу с 1 июля 2005 года.
Педагогу следует обязательно проводить уроки по изучению шахматных правил. Юные шахматисты, участвующие в соревнованиях, должны знать, в каких случаях, играя с шахматными часами, можно требовать ничью, когда партия считается завершенной, как пользоваться шахматными часами и т.д. Во время проведения шахматных турниров в творческом объединении «Шахматная школа» с юными шахматистами проводятся беседы по поведению игроков во время игры, по записи ходов, как учитываются результаты и т.д. Педагогу необходимо рассказывать обучающимся, как им поступать в случае нарушения правил во время игры соперником.
Работа с шахматной литературой
Работу обучающихся с шахматной книгой необходимо организовать так, чтобы они не просто читали ее, а усваивали изучаемый материал. Коллектив принимает участие в различных шахматных турнирах, которые проводятся в городах России и СНГ, например в городе Киеве. А родители, выезжающие вместе с детьми, всегда имеют возможность Арендовать квартиру в Киеве.
Для достижения этой цели в процессе урока педагог должен наблюдать за ходом самостоятельной работы обучающихся, задавать некоторым из них вопросы, касающиеся понимания ими изучаемого материала. Работа с книгой ни в коем случае не должна занимать весь урок. После работы с книгой обязательно нужно проверить качество усвоения изучаемого материала на практике.
Детям, занимающимся в группах IV-V этапов обучения, необходимо дома ежедневно в течение 1 часа решать шахматные позиции. Решая их по книге, они не должны смотреть в ответ и должны записывать номер каждой позиции и полное ее решение в рабочую тетрадь. В противном случае задание считается невыполненным. Педагогу следует контролировать и направлять процесс обучения. Все нерешенные позиции пропускаются и через день-два решаются снова, пока не будут решены. Нагрузка по количеству решаемых позиций для каждого юного шахматиста индивидуальна и может корректироваться в зависимости от скорости решения. После того как весь сборник решен, имеет смысл прорешать его заново по аналогичной схеме, увеличив количество решаемых за 1 час позиций вдвое.
Шахматисты I разряда должны научиться самостоятельно разбирать шахматные партии по книге. Желательно, чтобы разбираемая партия была прокомментирована самим автором. Например, изучая творчество А. Алехина, следует стараться угадать ход, который им был сделан в партии. Можно угадывать ходы и за его соперника. Необходимо находить переломные моменты в партии. Ходы, которые обучающиеся считают сильными, следует отмечать восклицательным знаком, а слабые - вопросительным. Необходимо записывать в рабочую тетрадь важные мысли, а также сколько было угаданных ходов, какие встречались тактические и стратегические приемы за белых и за черных и ответ на вопрос: «Чему меня научила рассмотренная партия?».
Адрес ДШИ "Центр":109117, г.Москва, Волгоградский проспект, д.109, корп.6
© 2006-2017, ДШИ "Центр"
тел.: 919-31-21, 919-36-63 тел./факс: 919-32-33