написать письмо
на главную
Департамент культуры города Москвы
Образовательная программа коллектива "Речеград"
1. Речь – творчество
«Каждое движение души имеет своё естественное выражение в голосе, жесте, мимике» (Цицерон)
1.1. Речевые средства выразительности
Понятие «выразительность речи». Работа над речевым дыханием, дикцией. Значение для выразительности темпо-ритма речи. Смысловая функция паузы. Логическое ударение. Выразительность голоса: сила, тембр, интонация. Изменение смысла и идеи произведения при использовании разных средств выразительности.
Понятие об артикуляционном аппарате и природе правильного дыхания. Главные помощники речи: язык, губы, нижняя челюсть. Голос и дыхание. Правильный и неправильные способы дыхания. Понятие о дыхательных путях, лёгких, диафрагме. Практические упражнения.
Представление об основных возможностях и выразительных средствах голоса, о дикционной культуре. Возможные дикционные недостатки: скороговорение, «проглатывание» концов слов, пропуск гласных и согласных звуков, отсутствие пауз; медлительность, растягивание гласных, лишние паузы, оглушение звонких согласных, перемещение ударных слогов и проч. Развитие фонетического слуха. Изменение голоса по силе, диапазону, темпу, полётности, мелодичности. Практические упражнения на произношение звонких, глухих, свистящих и шипящих согласных, гласных основного ряда и йотированных.
Ритмические упражнения с текстом.
С некоторыми приемами можно познакомиться скачав и посмотрев Paul Blart: Mall Cop film.
1.2. Неречевые средства выразительности
Особенность исполнения произведения для зрителей, которые не только слушают, но и смотрят. Выбор средств невербальной выразительности в зависимости от исполнительских задач: взгляд, мимика, жесты, поза. Изменение впечатления от исполнения при изменении жестов, мимики, позы.Психофизическое и словесное действия, их взаимодействие по целесообразности, целенаправленности, логической последовательности, подлинности. Общение без слов, с минимумом слов. Общение в диалоге. Прямой и косвенный способы общения с аудиторией.
1.3. Практика речевого творчества
Понятие «творчество», «творческий процесс», «результат творчества». Виды творческой деятельности. Жанры литературы: особенности построения, приемы, темы, предмет. Понятия «автор», «авторская литература», «авторская позиция». Понимание авторской позиции. Отношение к теме, идее, построению литературного произведения.
Чтение как творчество. Основные ориентиры в тексте и культура чтения: знаки препинания, абзац, название главы, содержание, предисловие, послесловие, примечания, основные критерии в выборе чтения. Ориентирование в «книжном море». Библиографические указатели, каталоги.
Позиция читателя. Цели и пристрастия в настоящем; размышления о перспективе. Выбор произведения для работы с ориентировкой на собственные устремления и вкусы (с последующей педагогической и режиссёрской корректировкой). Определение цели чтения. Репертуарная тетрадь.
Анализ произведений. Разбор содержания произведения, вхождение в ситуацию. Определение авторской позиции и выработка собственного видения идеи произведения и его аргументация, формирование эмоционального отношения к содержанию произведения. Композиция произведения, значение главного события в нем. Поиск исходного и завершающего событий. Характеристика персонажей. Определение действенных задач в соответствии с логикой поступков героев и других персонажей произведения, обстоятельств.
Особенности работы над поэтическими произведениями. Размер, ритм и рифма. Мелодика звучания. Построчная пауза, зашагивание. Стилевые особенности поэтической речи. Ассоциативность и метафоричность. Упражнения на формулирование основной мысли стихотворения.
Басня (с 3-го года обучения). Стилевые и композиционные особенности. Речевые характеристики персонажей. Партитура действий исходя из собственной позиции.
Индивидуальное исполнение речевого произведения как творческий процесс. Поиск речевых средств выразительности с целью передать авторское (или свое) видение идеи произведения. Определение сверхзадачи исполнения. Использование невербальных средств выразительности.
Особенности группового исполнения произведения. Умение слышать друг друга, работать на общий результат. Взаимодействие в дуэтном (со 2-го года обучения) и групповом исполнении (с 3-го года обучения).
Выступления перед аудиторией различной по величине и составу: на занятиях в группе, на зачетных занятиях, на коллективно-творческих занятиях, на концертах, конкурсах.
Анализ уровня своего исполнения, исполнения другими детьми на учебных и зачетных занятиях, при просмотре видеозаписей выступлений на концертах и конкурсах.
2. Репертуарная практика
Поиск, отбор репертуара. Обсуждение индивидуальных замыслов. Определение тематических приоритетов года, библиография тем. Изучение темы в разных её аспектах. Составление репертуарного «портфеля» и определение преимущественного порядка в подготовке репертуара. Пробное чтение. Обработка литературного материала к воплощению на сцене (сокращение, компиляция, структурное построение). Сценическое воплощение произведения и обсуждение его. Создание литературных композиций (5-й год обучения). Постановка номеров. Репетиции.
Адрес ДШИ "Центр":109117, г.Москва, Волгоградский проспект, д.109, корп.6
© 2006-2017, ДШИ "Центр"
тел.: 919-31-21, 919-36-63 тел./факс: 919-32-33