написать письмо
на главную
Департамент культуры города Москвы
Комплексная образовательная программа Детской художественной школы. Скульптура
Родителям в записную книжку: Дачный сезон уже не за горами! Если необходимо построить забор из сетки рабицы, можно это сделать как самостоятельно, так и с привлечением специалистов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

1. Вводное занятие. Подготовка к работе.
Теоретическая часть. Введение в программу. История возникновения скульптуры. Определение уровня и знаний обучающихся. Беседы о технике безопасности и правилах поведения на занятиях.
Практическая часть. Организация рабочего места, подготовка глины и инструментов к работе.

2. История скульптуры.
2.1. Религиозно-ритуальная скульптура первобытного общества, Древнего Египта.
Теоретическая часть. Беседы и просмотр альбомов фотографий, видеофильмов.
Практическая часть. Экскурсия в Пушкинский музей.
2.2. Скульптура античного мира: Древняя Греция, Древний Рим.
Теоретическая часть. Беседы и просмотр альбомов фотографий, видеофильмов.
Практическая часть. Экскурсия в Пушкинский музей.
2.3. Скульптура майя, ацтеков, Индии и Китая.
Теоретическая часть. Беседы и просмотр альбомов фотографий, видеофильмов.
Практическая часть. Экскурсия в музей культуры народов Востока.
2.4. Скульптура Средневековья: романский стиль, готика.
Теоретическая часть. Беседы и просмотр альбомов фотографий, видеофильмов.
Практическая часть. Экскурсия в Пушкинский музей.
2.5. Скульптура Возрождения.
Теоретическая часть. Беседы и просмотр альбомов фотографий, видеофильмов.
Практическая часть. Экскурсия в Пушкинский музей.
2.6. Древнерусская деревянная скульптура и резьба по камню.
Теоретическая часть. Беседы и просмотр альбомов фотографий, видеофильмов.
Практическая часть. Экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею.
2.7. Скульптура барокко, рококо, классицизма.
Теоретическая часть. Беседы и просмотр альбомов фотографий, видеофильмов.
Практическая часть. Экскурсия в Пушкинский музей, Кусково, Останкино.
2.8. Реалистическая и абстрактная скульптура.
Теоретическая часть. Беседы и просмотр альбомов фотографий, видеофильмов.
Практическая часть. Экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею.
3. Ознакомление с материалами и оборудованием студии.
3.1 Глина, пластилин, воск, гипс.
Теоретическая часть. Виды глины: шамотная, красная, фарфоровая. Виды пластилина: восковой, анилиновый.
Практическая часть. Подготовка глины к работе, размельчение и замачивание. Лепка простейших объемов (гриб, желудь, улитка).
3.2 Оборудование и инструменты.
Теоретическая часть. Печи керамические, станки скульптурные напольные и настольные, стеки и петли различной формы и назначения.
Практическая часть. Лепка с натуры яблока, груши, банана, бабочки, растительного орнамента.
3.3 Оснащение.
Теоретическая часть. Ванны и баки с глиной, стеллажи, гончарный круг.
Практическая часть. Работа на гончарном круге.
4. Понятие композиции.
4.1. Форма в пространстве.
Теоретическая часть. Понятие формы и объема в композиции.
Практическая часть. Лепка геометрических фигур, геометрический и растительный орнамент.
4.2. Форма в движении.
Теоретическая часть. Законы и принципы динамического построения объема в композиции.
Практическая часть. Лепка по памяти: «Лето», «Осень в лесу». Декоративные композиции на тему сказок: «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок».
4.3. Многоплановость формы.
Теоретическая часть. Законы построения прямой перспективы.
Практическая часть. Лепка с натуры и по наблюдению (дикие и домашние животные).
5. Развитие композиционного и пространственного мышления.
5.1. Основные понятия об объеме и пространстве.
Теоретическая часть. Понятия архитектоники и силуэта в композиции.
Практическая часть. Лепка натюрморта из фруктов и овощей
. Беседы о творчестве скульпторов Андреева, Антокольского, Мартоса, Матвеева.
5.2. Планы в скульптуре, передача пространства. Теоретическая часть. Принципы построения планов в скульптурной композиции.
Практическая часть. Лепка сказочных замков, дворцов и храмов.
5.3. Объемные геометрические тела.
Теоретическая часть. Механические принципы построения геометрических фигур. Практическая часть. Лепка натюрморта из геометрических фигур.
6. Силуэт, архитектоника, равновесие объемов.
6.1. Соотношение высоких и низких частей. Теоретическая часть. Принцип применения «золотого сечения».
Практическая часть. Лепка городских и природных пейзажей по памяти и наблюдениям.
6.2. Соотношение несущих и несомых частей.
Теоретическая часть. Принцип конструктивного построения композиции.
Практическая часть. Лепка архитектурных сооружений. Экскурсия в Коломенское, в Кремль.
6.3. Форма и контрформа.
Теоретическая часть. Приемы применения объема и контробъема в скульптуре.
Практическая часть. Лепка на тему «Морской мир»: раковины, рыбы, водоросли.
7. Тема и сюжет композиции.
7.1. Динамическая и формальная взаимосвязь персонажей.
Теоретическая часть. Идеология композиции.
Практическая часть. Лепка по наблюдениям. Композиции на темы: «Спорт», «Зоопарк».
7.2. Смысловая взаимосвязь персонажей и частей композиции.
Теоретическая часть. Принцип сюжетного построения композиции.
Практическая часть. Лепка по наблюдениям. Композиции на темы: «Спорт зимой», «Цирк», «Праздник».
8. Пропорции и анатомия.
8.1. Общие понятия о строении животных и человека.
Теоретическая часть. Знакомство с творчеством художников-анималистов. Ватагин, Ефимов.
Практическая часть. Лепка по памяти. Композиции на темы: «Русские сказки», «Спортивные соревнования».
8.2. Пропорции – соотношение различных частей тела животног
о и человека.
Теоретическая часть. Приемы и методы вычисления пропорций. Практическая часть. Лепка по памяти и наблюдениям. Композиции на темы: «Зоопарк», «Животный мир Африки», «Животные России».
8.3. Характерность.
Теоретическая часть. Отклонение от общепринятых соотношений в пропорциях. Практическая часть. Лепка по памяти. Композиции на темы: «Носорог», «Жираф», «Слон», «Крокодил» и др. Экскурсия в музей Палеонтологии. 9. Движение в композиции.
9.1. Механика опорно-двигательного аппарата.
Теоретическая часть. Строение скелета и мышечного каркаса, принципы их действия.
Практическая часть. Лепка по наблюдениям. Композиции на темы: «Боксеры», «Спорт», «Цирк», сказочная тема.
9.2. Взаимосвязь анатомического строения и характера поведения животных и людей.
Теоретическая часть. Воздействие среды обитания и образа жизни на внешний вид человека и животного.
Практическая часть. Лепка по наблюдениям. Композиции на темы: «Штангист», «Хоккеист», «Скачки». Экскурсия в музей им. Дарвина.
10. Рельеф.
10.1. Понятие перспективы.
Теоретическая часть. Законы построения прямой и обратной перспективы.
Практическая часть. Лепка по наблюдениям и памяти городских, архитектурных, исторических памятников.
10.2. Построение планов.
Теоретическая часть. Определения рельефа, барельефа, горельефа, декоративно-прорезного рельефа.
Практическая часть. Лепка композиции на тему «Моя Москва», «Кремль», «Храмы Москвы».
11. Итоговое занятие.
Практическая часть. Зачет. Просмотр и обсуждение лучших работ за год.
Адрес ДШИ "Центр":109117, г.Москва, Волгоградский проспект, д.109, корп.6
© 2006-2017, ДШИ "Центр"
тел.: 919-31-21, 919-36-63 тел./факс: 919-32-33