написать письмо
на главную
Департамент культуры города Москвы
Образовательная программа детского театрального коллектива
Предмет «Сценическое движение»
Обучение по программе носит цикличный характер, т.е. при сохранении структуры программы изменяется и усложняется учебный материал и творческие задания, предлагаемые учащимся.
1. Вводное занятие.
Специфика предмета. Значение для развития речи. Техника безопасности и охрана здоровья.
2. Темпо-ритм.
Теория. К. С. Станиславский и его книга «Работа актера над собой», основные элементы системы. Понятия: темпо-ритм, органика физического поведения актера в роли. Значение сочетания внутреннего темпо-ритма актера с его внешним поведением в роли. Объяснение важности сценического внимания и мышечной свободы для развития эмоциональной памяти, умения работать над внутренним текстом и подтекстом.
Практика. Тренировочные упражнения на овладение элементами актерского мастерства, умение правильно говорить, двигаться и воссоздавать сценический образ, умение не сбиваться с темпо-ритма во время выступления. Изучение каждого элемента системы подкрепляется упражнениями и этюдами, обсуждение этюдов, в ходе которого становится более понятен любой из элементов. Учащиеся посещают различные театральные постановки в рамках специальной программы аншлагам нет-любые билеты в большой театр.
3. Ощущение тела.
Для того чтобы владеть собственным телом как сценическим материалом, необходимо его хорошо знать и чувствовать. В этот раздел входят практические упражнения на ощущения тела, которые дают возможность обучающемуся осознать себя таким, какой он есть, и понять что именно в этой форме, в данном весе, он сможет на сцене быть абсолютно разным, воплотить любой сценический образ.
4. Освоение сценического пространства.
Практические упражнения на формирование и развитие умения видеть себя со стороны, создавая логичную картинку, понятную зрителю. Работа над ориентированием в пространстве сцены, как большой, так и маленькой, умением заполнять собой сценическое пространство, умением чувствовать партнера и себя относительно партнера.
5. Мизансцена.
Теория
  • Изучение понятия «мизансцена», «аван-сцена», кулисы, сценические планы.
  • Основные  правила сценического этикета (никогда не вставать спиной к зрителю, не заходить за аван-сцену, если это не выстроено режиссером, использовать кулисы только для выхода на сцену).
Практика
  • Взаимодействие и взаимоотношение актеров на сцене. Этюды. Упражнения.
  • Логика поведения артиста на сцене. Разбор сценических этюдов.
6. Стихи в движении.
Теория
Объяснение важности правильного дыхания при активном действии на сцене, при этом не сбиваясь с выбранного темпо-ритма.
Практика
Упражнения на совмещение речи и дыхания с движениями. За основу берутся самые простые детские стихи, написанные в несложном ритме, и на каждый такт детям предлагается совершать активное движение, что позволяет детям очень быстро выучить стихотворение.
7. Работа с реквизитом (трость, мяч, скакалка)
Упражнения на внимание, введение в упражнения движений с реквизитом, отработка навыка переключения внимания на предмет и выполнения правильных и нужных физических действий, не задумываясь и не сосредотачиваясь на собственном теле. Работа с мячиками, со скакалками, а также с тростью, сочетание движения со стихами или музыкой.
8. Театральные игры.
В данный раздел входят различные игры, упражнения и театральный тренинг, развивающие ловкость, быстроту реагирования, внимание, а так же очень важное для сценической деятельности умение проигрывать и выигрывать состязания.
9. Театральные учебные этюды
Теория
Рассказ о методе физических действий, как учении о простейшем физическом действии, которое помогает актеру выполнить свою основную задачу - быть правдивым на сцене, уметь максимально увлечь зрителя своей сценической верой, передать все нюансы внутреннего действия и чувства, фантазии и воображения. Основные понятия и принципы построения этюда.
Практика
В память физических действий входит работа с воображаемыми предметами. На первом этапе даются этюды с крупными предметами, далее обучающиеся пробуют восстановить физическую память на более мелких предметах. Работа над упражнениями:
  • передача поведения животных через подробное повторение пластики животного;
  • пластические этюды-ассоциации на любую заданную тему, направленные на выражение психологического жеста;
  • этюды на тему «я – предмет», в которых обучающиеся «оживляют» на сцене любой предмет, дают ему характер, придумывают этюд и показывают его.
После показа происходит обсуждение этюдов. Обучающиеся выясняют ошибки, логику построения этюда, отмечают наиболее интересные из них.
10. Внимание и мышечная свобода.
Теория
Объяснение необходимости снятия излишнего напряжения при публичном выступлении.
Практика
Упражнения на отработку механического освобождения от излишнего напряжения с помощью контролера, преодоление напряжения, неизбежное возникающего при каждой новой позе и при волнении от публичного выступления. Обоснование или оправдание позы в том случае, если она сама по себе не вызывает веры самого артиста. Сосредоточение внимания на верном объекте.
11. Тренинг.
Тренинг включает в себя множество различных упражнений, развивающих выносливость. В задачи тренингов входит систематическая работа над развитием и поддержанием физической формы. Тренинг позволяет развить в обучающихся выносливость и трудолюбие. А также тренинг включает в себя ряд упражнений на координацию движений.
12. Акробатика.
Теория
Объяснение правил техники безопасности, правильного распределения нагрузки на мышцы.
Практика
Упражнения: перекаты, кувырки, поддержки, колесо. Элементы театральной драки.
13. Театральная этика и дисциплина.
Рассказ о театральной этике и необходимости соблюдать дисциплину на занятиях, в зрительном зале, за кулисами и во время выступления. Объяснение важности быть внутренне собранным, готовым к позитивным отношениям в обществе сверстников. В начале каждого занятия проводится одно упражнение, направленное на внутреннюю собранность учащихся, которое задает им настрой на все занятие.
Адрес ДШИ "Центр":109117, г.Москва, Волгоградский проспект, д.109, корп.6
© 2006-2017, ДШИ "Центр"
тел.: 919-31-21, 919-36-63 тел./факс: 919-32-33