написать письмо
на главную
Департамент культуры города Москвы
<< Назад
Локальные акты МГЦДТ "Культура и Образование"

Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
Московский городской Центр детского творчества
«Культура и Образование»

Положение о программном обеспечении
ГОУ МГЦДТ «Культура и Образование»

I. Общие положения

Москва 2010

I. Общие положения

Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об учреждениях дополнительного образования, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольным учреждениям) СанПиН 2.4.4. 1251-03», Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей от 11.12. 2006 г. №06-1844., Уставом учреждения.
Образовательная программа – это нормативный документ, в котором определяются и фиксируются концепция, цели и задачи образования, учебно – тематический план, формы, содержание, методы и технологии реализации дополнительного образования в конкретном детском творческом объединении, а также критерии оценки результатов обучения.
В МГЦДТ «Культура и Образование» реализуются следующие типы программ:

1. Проектная (Проект программы) образовательная программа – содержит пояснительную записку, примерные цели и задачи, описание организации образовательного процесса (возраст детей, режим занятий), учебно – тематический план, прогнозируемые результаты. Проектная программа реализуется не более одного учебного года. В дальнейшем она должна быть доработана в соответствии со Схемой уровней образовательной программы, принятой в учреждении (Приложение 1).
2. Примерная (типовая) образовательная программа – составляется на основе утвержденной Министерством образования РФ и рекомендованной государственными органами управления образованием в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности. В пояснительной записке педагог обязательно указывает выбранную им для реализации соответствующую государственную программу, выделяет её разделы, используемые в работе.
3. Модифицированная образовательная программа – составляется на основе сертифицированных авторских образовательных программ, с изменениями, учитывающими особенности образовательного процесса в конкретном творческом объединении, возраст и уровень подготовки обучающихся, режим и сроки реализации программы. В пояснительной записке педагог перечисляет программы, которые он взял за основу в своей работе и которые использует при составлении собственной модифицированной образовательной программы.
4. Авторская образовательная программа – должна обладать актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной, это может быть программа преподавания нового учебного курса (предмета) или новая образовательная концепция изучаемых ранее предметов. В пояснительной записке педагог подробно описывает авторскую разработку, ее содержание, методику и результативность образовательного процесса с учетом традиционных и современных инновационных подходов и направлений. Апробация авторской программы осуществляется в режиме эксперимента не менее одного учебного года. Затем, в случае успешной апробации, Методический совет учреждения представляет авторскую программу на сертификацию ее вышестоящими инстанциями.

II. Функции образовательных программ

Образовательная программа вне зависимости от того, к какой образовательной области и направленности она относится, выполняет следующие функции:
1) нормативная – является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
2) целеполагание – определяет ценности и цели, для достижения которых она разработана;
3) определение содержания образования – фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися, а также степень их трудности;
4) процессуальная – определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
5) оценочная – выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности и личностного развития обучающихся;
6) получение сэс.

III. Требования к структуре и оформлению образовательной программы.

Требования к структуре соответствуют «Требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», утвержденным Министерством образования РФ 03.06.2003г., с изменениями в соответствии с письмом Минобрнауки от 11декабря 2006г. и учитывают особенности организации образовательного процесса в ГОУ МГЦДТ «Культура и Образование».

3.1 Требования к оформлению.

Программа сдается на электронном носителе. Программа должна иметь все разделы в соответствии со структурой, нумерацию страниц; основные разделы, заглавия должны быть выделены.

3.2 Структура программы:

- Титульный лист.
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи программы
- Организация образовательного процесса
- Содержание программы.
- Прогнозируемые результаты
- Отслеживание результативности освоения программы
- Методическое обеспечение программы
- Учебно – тематический план.
- Список используемой литературы.
- Список литературы, рекомендуемой детям.
- Приложения к программе.

3.3 Титульный лист включает:

- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена образовательная программа;
- название образовательной программы;
- направленность программы;
- возраст детей, на которых рассчитана программа;
- срок реализации данной программы;
- Ф.И.О., должность автора (авторов) программы.

3.4 Пояснительная записка:

- Введение. Короткая справка об изучаемом предмете, направлении, жанре. Актуальность программы, её назначение, новизна, связь с уже имеющимися разработанными программами по данному направлению.
- Концепция программы. Краткое обоснование основной идеи программы, выбора предмета обучения, методов и средств (для авторских программ).
- Цели и задачи образовательной программы
- Цель образовательной программы отражает конечный результат обучения в конкретном творческом объединении. Задачи образовательной программы определяют пути достижения поставленной цели. Задачи подразделяются на обучающие, воспитывающие, развивающие.
- 1) Примерные обучающие задачи: развитие познавательного интереса, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.
- 2) Примерные воспитывающие задачи: формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
- 3) Примерные развивающие задачи: развитие в определенной сфере деятельности, развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
- Организация образовательного процесса. Сроки и этапы реализации программы. Количество детей в группе (с обоснованием). Режим занятий (групповых, индивидуальных, репетиций, соревнований и т.п.), продолжительность занятий, организация перерывов. Условия приема детей в творческое объединение (1,2 год обучения и т.д., добор в течение года).

3.5. Содержание образовательной программы
Содержание образовательной программы соответствует:

- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям московского региона;
- определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
- направленностям (художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, социально-педагогической, культурологической);
- современным образовательным технологиям, которые отражены в: принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятие, конкурсы, концерты, выставки, соревнования, экскурсии и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов деятельности детей); средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся);

Содержание образовательной программы направлено на создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур; интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка; укрепление психического и физического здоровья; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

3.6 Прогнозируемые результаты:
Промежуточные результаты по годам или этапам обучения, а также конечный результат обучения (модель выпускника), т. е какие знания, умения, навыки получат учащиеся по окончании освоения определенного периода и полного курса обучения.

3.7 Отслеживание результативности освоения образовательной программы
Описание механизма стартовой, текущей, итоговой проверки освоения детьми образовательной программы, формы проведения проверки, периодичность, формы фиксирования результатов приведены в схеме мониторинга (Приложение 2). Критерии оценки качества освоения детьми содержания образовательной программы, знаний и умений учащихся по теоретическому и практическому разделам программы, система оценки достижений учащихся (уровни: высокий, средний, низкий; отличный, хороший, удовлетворительный; 5- или 10- балльная система).

3.8.Методическое обеспечение программы
Включает в себя описание:

- приемов и методов обучения, последовательность изложения учебного материала, примерное построение учебного занятия;
- дидактического материала, технического оснащения занятий;
- форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, экскурсия, концерт, выставка, конкурс и т.д.)
- форм и методов воспитательной работы с детьми и работы с родителями.

3.9 Учебно – тематический план
Учебно – тематический план включает перечень разделов, тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
Образец
Учебно – тематический план
_________год обучения


Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Итого часов

3.10 Приложения к программе:

- Календарно – тематические планы по годам обучения.
- Репертуар по годам обучения.
- Индивидуальные творческие планы.
- Документы, фиксирующие результат.

IV. Порядок рассмотрения и утверждения образовательной программы

Порядок рассмотрения и утверждения образовательной программы прописан в Маршруте прохождения и утверждения образовательной программы, принятом Методическим советом МГЦДТ (Приложение 3).
Образовательную программу составляет педагог, определяя самостоятельно её цели, задачи, ведущую педагогическую идею, методы и формы проведения занятий. Педагог может использовать консультационную помощь методиста и руководителя структурного подразделения. После завершения работы над программой на неё составляется внутренняя рецензия, с которой программа выносится на обсуждение Методического совета МГЦДТ. Программа принимается к реализации и утверждается директором МГЦДТ «Культура и Образование».
На Методическом совете рассматриваются новые образовательные программы, переработанные программы, дополнения к программам, а также утверждается Проект программы, допущенный к реализации в данном учебном году.
Все образовательные программы, реализуемые в текущем учебном году, находятся в методическом кабинете, дубликат программы остается у педагога.

Приложение 1
Утверждено на заседании
Методического совета 28.09.2006


Схема определения уровня образовательной программы

Структура

Уровень образовательной программы

Содержание

началь- ный

второй

первый

высший

1

Пояснительная записка

1.1

информация о предмете

1

1.2

направленность программы

1

1.3

предполагаемая востребованность и актуальность программы

1

1.4

цель программы

1

1.5

задачи программы (обучающие)

1

1.6

задачи программы (развивающие)

1

1.7

задачи программы (воспитывающие)

1

1.8

организация образовательного процесса (возраст детей, количество детей в группе)

1

1.9

организация образовательного процесса (сроки реализации программы)

1

1.10

организация образовательного процесса (формы и режим занятий)

1

1.11

организация образовательного процесса (условия набора и добора)

1

1.12

принципы программы

3

1.13

концепция программы

4

1.14

отличительная особенность данной программы от уже существующих

4

1.15

организация образовательного процесса (работа с родителями)

4

2

Учебно-тематический план (УТП)

2.2

перечень разделов и тем

1

2.3

количество часов по каждой теме, с разбивкой на теоретические и практические

1

2.4

итоговое количество часов за год

1

3.

Содержание программы

3.1

описание содержания теоретических и практических занятий по темам УТП

2

3.2

использование специальных терминов

2

3.3

задачи на каждый год обучения

3

3.4

особенности каждого года обучения

4

4.

Прогнозируемые результаты

4.1

перечень основных теоретических знаний по предмету

1

4.2

перечень практических умений и навыков

1

4.3

прогнозируемый результат на каждый год обучения

3

4.4

развитие личности учащихся: способности, нравственные качества, социальные качества.

4

5.

Отслеживание результативности освоения программы (учебные)

5.1

описание: вид проверки (стартовая, текущая, итоговая); кто осуществляет; объект, формы, периодичность проверки; формы фиксирования результатов

2

5.2

критерии (признаки, по которым дается оценка уровня знаний, умений и навыков)

3

5.3

уровни (оценки, баллы)

3

6.

Методика реализации программы

6.1

описание форм занятий, планируемых по темам программы; приемы и методы проведения занятий; формы подведения итогов по основным разделам программы

3

6.2

краткое описание собственной методики

4

7.

Обеспечение программы

7.1

материально-техническое (помещение, оборудование, реквизит, ТСО)

1

7.2

учебно-методическое (демонстрационные, раздаточные и др. материалы)

2

8.

Литература

8.1

список литературы, использованной педагогом в процессе разработки программы

1

8.2

список литературы, используемый педагогом в процессе реализации программы

2

8.3

список литературы, рекомендуемой детям

3

8.4

список литературы, рекомендуемой родителям

4

Учебно-методический комплект к программе

а

приложения

б

методические разработки к программе

3

в

учебно-дидактические материалы, разработанные или модифицированные педагогом

3

г

наглядный, раздаточный материал и описание к его использованию на занятии

4

количество баллов каждого уровня

18

10

27

32


Приложение 2
Предлагаемый маршрут прохождения программы
от составления до утверждения
Утверждено на заседании Методического совета 28.09.2006

& Изучив опыт работы Методического совета Центра творчества в прошедшие годы и на основании практики общения с педагогами в процессе составления образовательных программ, предлагаем внедрить в практику следующий маршрут прохождения образовательной программы от составления до утверждения на Методическом совете:

1. первую консультацию проводит руководитель отделения по основным позициям программы: организация образовательного процесса (сроки реализации программы, возраст детей, форма обучения, режим занятий, расписание), нормативно-правовое обеспечение, материально-техническое обеспечение;
2. вторую консультацию проводит методист по структуре образовательной программы, знакомит с типовыми или примерными программами по предмету, предлагает методическую литературу по вопросу написания программы;
3. педагог разрабатывает программу и предоставляет ее желательно на электронном носителе (дискета) и в печатном варианте руководителю отделения;
4. руководитель анализирует программу с точки зрения содержания, исправляет возможные недостатки;
5. руководитель отделения составляет свою часть внутренней рецензии на программу педагога и определяет её уровень, (руководитель может привлекать к рецензированию других руководителей-специалистов по смежным дисциплинам или педагогов высшей квалификационной категории);
6. после проверки и составления рецензии руководитель передает программу методистам Отдела развития, не позднее, чем за неделю до заседания Методического совета;
7. методист проверяет соответствие программы требованиям к программам дополнительного образования, при необходимости корректирует ее, дорабатывает внутреннюю рецензию;
8. методист выводит программу с дискеты на печатный носитель, после чего программа передается на обсуждение на заседание Методического совета;
9. на заседание Методического совета программа представляется с подписью руководителя отделения и методиста, работавшего с педагогом;
10. методический совет обсуждает программу (члены методсовета могут предварительно ознакомиться с программами в методическом кабинете) и рекомендует ее к практическому применению;
11. после принятия на МС программу утверждает директор Центра творчества
12. сроки прохождения программы (начальный уровень) – 3 недели;

Положение о  программном обеспечении

Адрес ДШИ "Центр":109117, г.Москва, Волгоградский проспект, д.109, корп.6
© 2006-2017, ДШИ "Центр"
тел.: 919-31-21, 919-36-63 тел./факс: 919-32-33
3929